Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

«Внешние и поведенческие признаки подростка, находящегося в состоянии психотравмирующей ситуации»

Дата: 27 апреля 2021 в 14:07

ГУО «СМОЛЕВИЧСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

 

«Внешние и поведенческие признаки подростка, находящегося в состоянии психотравмирующей ситуации»

(информация для родителей)

Выраженное стрессовое состояние подростков

Подростки, как и взрослые, испытывают стрессы. Тем не менее молодые люди зачастую не владеют необходимыми навыками для того, чтобы справиться с ними. Когда стресс становится слишком интенсивным или длительным, он превращается в состояние, иногда называемое «токсичным» стрессом, последствия которого могут длиться всю жизнь.

Нормальный стресс может быть полезным, помогая подросткам подготовиться к грядущим трудностям, таким как выпускные экзамены или собеседование при приеме на работу. Но воздействие «токсичного» стресса может привести к депрессии, чувству тревоги и появлению зависимостей, а также к физическим проблемам со здоровьем во взрослой жизни, таким как болезни сердца и заболевания печени.

Допустимый стресс – это более серьезная и длительная форма стресса. Он возникает в результате таких проблем и событий, как смерть бабушки или дедушки, стихийное бедствие, серьезная болезнь или травма. Если в семье существуют хорошие, теплые отношения со взрослыми людьми, они помогают молодому человеку адаптироваться, смягчают физическое воздействие такого стресса и помогают организму восстановиться еще до появления пагубных последствий. Как правило, требуется время, чтобы успокоиться и восстановиться от последствий допустимого стресса.

«Токсичный» стресс сопровождает сильные, частые и/или продолжительные несчастья, например, физическое или эмоциональное насилие, отсутствие заботы, забвение, экономические трудности или семейные проблемы, такие как злоупотребление алкоголем или психические заболевания в семье. Но, пожалуй, наиболее весомым стрессовым фактором является отсутствие хороших, доверительных отношений ребенка-подростка со взрослыми людьми, которые могли бы помочь ему эффективно справиться с таким стрессом.

«Токсичный» стресс приводит к длительной активации систем реагирования на стресс, не давая человеку времени, чтобы расслабиться и восстановиться. Такое состояние может привести к нарушениям в развитии мозга и негативно повлиять на способность подростка учиться и функционировать в школе, а также на его способность выстраивать доверительные, прочные взаимоотношения. Но если хотя бы один из родителей будет последовательно поддерживать заботливые, благоприятные отношения с ребенком, этого уже будет достаточно, чтобы большинство реакций на стресс были позитивными или допустимыми.

Определяя уровень стресса вашего подростка, учитывайте следующие стрессовые факторы:

  • Изменения тела и принятие его физических изменений.
  • Принуждение носить определенную одежду, использовать косметику или носить украшения.
  • Изменение во взаимоотношениях или проблемы в отношениях со сверстниками и/или родителями.
  • Требования к успеваемости или оценкам (например, провал на экзамене).
  • Напряженные отношения или проблемы в семье, такие как развод родителей или употребление алкоголя.
  • Безопасность и насилие в обществе.
  • Финансовые проблемы.
  • Переживания по поводу будущего или при подготовке к поступлению в вуз.
  • Травля (буллинг), негативные мысли или чувства, а также все, что приводит к снижению самооценки.
  • Принуждение экспериментировать с наркотиками или алкоголем.

Иногда родителям трудно определить, находится ли их подросток в состоянии стресса и в какой степени. Исследования показывают, что менее 50% детей говорят со своими родителями о своем состоянии стресса. Ниже приведены признаки того, что ваш подросток чрезмерно подавлен.

  • У него нет времени на общественную жизнь или он чрезмерно занят занятиями в школе, спортом, работой и т. д.
  • Ему часто приходится поздно ложиться спать, чтобы выполнить домашнее задание.
  • Он использует фразы, которые свидетельствуют о его перегрузке, такие как «Я никогда не смогу все это закончить!».
  • Перегибает палку в стремлении к совершенству.
  • У подростка появляются физические симптомы стресса, такие как головные боли, боли в животе, мышцах или переутомление.
  • Он отстраняется от семьи, друзей и любимых занятий.
  • Появляется раздражительность или вспышки гнева.
  • Ребенок грустит и/или часто плачет или в его глазах стоят слезы.
  • Испытывает чувство безнадежности или отсутствие мотивации («Что толку?»).
  • Частые проявления паники, тревоги и нервозности.
  • Плохо спит.
  • Переедает или недоедает.
  • Появляются трудности при концентрации внимания.
  • Употребление алкоголя и/или наркотиков или участие в занятиях с высокой степенью риска (например, в экстремальных видах спорта или живут половой жизнью, не используя конрацепции).

Родители могут помочь своим подросткам, отслеживая возможные стрессовые факторы и внимательно слушая все, что говорит ребенок. Уделяйте время регулярным беседам с подростком один на один – так вы дадите ему уверенность в том, что он всегда может рассчитывать на вас. Важно также помогать ребенку выстраивать здоровые отношения со сверстниками и другими взрослыми. И последнее, но не менее важное: необходимо на собственном примере демонстрировать подростку хорошие навыки управления стрессом.

Следя за тем, чтобы подросток не был перегружен, родители могут предложить ему различные позитивные занятия, такие как прогулки в парке, прослушивание музыки и другие расслабляющие и успокаивающие занятия, которые помогают облегчить стрессовое состояние. Смех и физическая активность – это также надежные способы снятия стресса. Кроме того, помогайте вашему ребенку видеть события в перспективе (насколько важным будет его плохой результат на тесте по математике через пять лет).

Когда подросток начинает испытывать стресс, вы можете помочь смягчить его последствия, обучая его методам релаксации, включая глубокое дыхание, расслабление мышц и позитивную визуализацию. Вы также можете устранить многие стрессовые факторы, проявляя к вашему подростку позитивное отношение и высказывая искреннюю похвалу за успехи. Когда вы слышите, как ваш подросток негативно высказывается о себе и своих возможностях, перенаправляйте его, указывая на его положительные качества.

Стресс является частью жизни независимо от нашего возраста. Необходимо учиться смягчать его с помощью привычек здорового образа жизни и крепких отношений.

Общие рекомендации по оказанию помощи ребенку, переживающему горе:

  1. Наблюдайте за изменениями в поведении ребенка. Поскольку в первые недели обычно наблюдаются тенденция к уходу, агрессивность, гневливость, нервозность, замкнутость, невнимательность, относитесь к этому с терпением, никогда не показывайте своего удивления.
  2. Ребенку важно знать, что будет дальше, какие порядки в том месте, куда он попал. Покажите ребенку его комнату (либо часть комнаты), его кровать и шкаф, куда он может сложить личные вещи, объясните, что это – его пространство. Расскажите о распорядке дня в вашем доме.
  3. Можно назначить кого-то из старших детей «опекуном» такого ребенка. Лучше, если это будет кто-то, кто имеет аналогичный опыт и может, при необходимости, поддержать. Взрослые должны следить за тем, чтобы ребенка не дразнили и не задирали.
  4. Фотографии, игрушки, одежда – все это связывает ребенка с прошлым, является материальным воплощением значительной части его жизни. Важно: каждый ребенок, переживший разлуку или утрату, должен иметь что-то на память, и недопустимо выбрасывать это, тем более без его согласия.
  5. Покажите ребенку, что вы готовы в любой момент поговорить с ним о произошедшем. Он должен знать, что тема разлуки с семьей не является запрещенной для обсуждения. Если он хочет сам поговорить с вами об этом, не уклоняйтесь от беседы и не пытайтесь сменить тему разговора. При разговоре слушайте не только ушами, но и глазами, и сердцем. Обнимите ребенка, возьмите его за руку. Будьте готовы к вопросам и всегда будьте честными в ответах.
  6. Если ребенок подавлен и проявляет другие признаки горя, постарайтесь мягко обнять его, и скажите о том, что вы понимаете, как грустно расставаться с теми, кого любишь, и как бывает тоскливо в новом, незнакомом месте, но так грустно ему будет не всегда. Подумайте вместе, что могло бы ребенку помочь.
  7. Объясните ребенку, что плакать не стыдно: «Ты очень любил маму, я тебя понимаю». Если ребенок расплакался – не останавливайте его сразу. Побудьте с ним вместе и через некоторое время успокойте: если слезы есть внутри, лучше их выплакать. В то же время покажите ему, что и в этой ситуации можно улыбаться и смеяться.
  8. Поощряйте ребенка говорить о своих страхах. Ребёнку необходимо признание его боли и страхов, ему нужно выразить свои чувства в связи с потерей близкого человека.
  9. Старайтесь быть в контакте с родителями или другими значимыми людьми ребенка. Ребенок, который знает, что вы поддерживаете отношения с людьми из его прежней жизни, чувствует себя в большей безопасности. Обсуждайте с ребенком изменения, происходящие в жизни его семьи.
  10. В доме должно быть подходящее место, куда ребенок мог бы при необходимости прийти, если ему хочется побыть одному или поплакать. Не навязывайте в этот момент ему свое общение.
  11. Часто, дети считают себя виноватыми в лишении родителей родительских прав. Объясните, что ребенок не может отвечать за поступки и поведение взрослых людей, даже если они являются его родителями.
  12. В моменты агрессии маленьким детям можно дать различные коробки, ящики, баллоны, бумагу, которые можно мять, ломать и крушить. Детям постарше можно поручить физическую работу, требующую значительных усилий, либо отправить их на длительную прогулку пешком или на велосипеде.
  13. Для ребенка любого возраста можно сделать "шкатулку потерь": самодельную коробочку, в которую помещаются вещи, символизирующие потерю. Это дает возможность организовать ритуал прощания, и в то же время пересмотреть то важное, что он вынес из этих отношений.
  14. Если у ребенка наблюдается синдром годовщины, т.е. переживания горя и утраты возвращаются к ребенку примерно в тоже время (месяц), когда произошло травмирующее событие (ребенок вдруг опять впадает в ярость или тоску), то можно придумать семейные ритуалы, отдающие должное чувствам ребенка (дополнительная свечка на торте в день рождения - благопожелания от "той" семьи), некоторым детям важно услышать, что "те родители тоже думают о тебе в этот день".

Рекомендации по профилактике суицида:

1. Подбирайте ключи к разгадке суицида. Суицидальная превенция состоит не только в заботе и участии друзей, но и в способности распознать признаки грядущей опасности. Ваше знание ее принципов и стремление обладать этой информацией может спасти чью-то жизнь. Делясь ими с другими, вы способны разрушить мифы и заблуждения, из-за которых не предотвращаются многие суициды.

Ищите признаки возможной опасности: суицидальные угрозы, предшествующие попытки самоубийства, депрессии, значительные изменения поведения или личности человека, а также приготовления к последнему волеизъявлению.

2. Примите суицидента как личность. Допустите возможность, что человек действительно является суицидальной личностью. Не считайте, что он не способен и не сможет решиться на самоубийство. Иногда соблазнительно отрицать возможность того, что кто-либо может удержать человека от суицида. Именно поэтому тысячи людей — всех возрастов, рас и социальных групп — совершают самоубийства. Не позволяйте другим вводить вас в заблуждение относительно несерьезности конкретной суицидальной ситуации.

3. Установите заботливые взаимоотношения. Не существует всеохватывающих ответов на такую серьезную проблему, какой является самоубийство. Но вы можете сделать гигантский шаг вперед, если станете на позицию уверенного принятия отчаявшегося человека. В дальнейшем очень многое зависит от качества ваших взаимоотношений. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка.

Вместо того, чтобы страдать от самоосуждения и других переживаний, тревожная личность должна постараться понять свои чувства. Для человека, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого человека являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше всего проникнете в изолированную душу отчаявшегося человека.

4. Будьте внимательным слушателем. Суициденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают не настроены принять ваши советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли, фрустрации и того, о чем говорят: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить». Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним.

У вас может появиться фрустрация, обида или гнев, если человек не ответит немедленно на ваши мысли и потребности. Понимание, что у того, о ком вы заботитесь, существует суицидальная настроенность, обычно вызывает у помощника боязнь отвержения, нежеланности, бессилия или ненужности. Несмотря на это, помните, что этому человеку трудно сосредоточиться на чем-то, кроме своей безысходности. Он хочет избавиться от боли, но не может найти исцеляющего выхода. Если кто-то признается вам, что думает о самоубийстве, не осуждайте его за эти высказывания. Постарайтесь по возможности остаться спокойным и понимающим. Вы можете сказать: «Я очень ценю вашу откровенность, ведь для того, чтобы поделиться своими чувствами, сейчас от вас требуется много мужества». Вы можете оказать неоценимую помощь, выслушав слова, выражающие чувства этого человека, будь то печаль, вина, страх или гнев. Иногда, если вы просто молча посидите с ним, это явится доказательством вашего заинтересованного и заботливого отношения.

5. Не спорьте. Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают: «Подумай, ведь ты же живешь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот ответ сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие замечания вызывают у несчастного и без того человека еще большую подавленность. Желая помочь таким образом, близкие способствуют обратному эффекту.

6. Задавайте вопросы. Если вы задаете такие косвенные вопросы, как: «Я надеюсь, что ты не замышляешь самоубийства?», - то в них подразумевается ответ, который вам бы хотелось услышать. Если близкий человек ответит: «Нет», - то вам, скорее всего, не удастся помочь в разрешении суицидального кризиса.

Лучший способ вмешаться в кризис, это заботливо задать прямой вопрос: «Ты думаешь о самоубийстве?» Он не приведет к подобной мысли, если у человека ее не было; наоборот, когда он думает о самоубийстве и, наконец, находит кого-то, кому небезразличны его переживания, и кто согласен обсудить эту запретную тему, то он часто чувствует облегчение, и ему дается возможность понять свои чувства и достичь катарсиса.

7. Не предлагайте неоправданных утешений. Одним из важных механизмов психологической защиты является рационализация. После того, что вы услышали от кого-то о суицидальной угрозе, у вас может возникнуть желание сказать: «Нет, вы так на самом деле не думаете». Для этих умозаключений зачастую нет никаких оснований за исключением вашей личной тревоги. Причина, по которой суицидент посвящает в свои мысли, состоит в желании вызвать обеспокоенность его ситуацией. Если вы не проявите заинтересованности и отзывчивости, то депрессивный человек может посчитать суждение типа: «Вы на самом деле так не думаете», — как проявление отвержения и недоверия. Если вести с ним беседу с любовью и заботой, то это значительно снизит угрозу самоубийства. В противном случае его можно довести до суицида банальными утешениями как раз тогда, когда он отчаянно нуждается в искреннем, заботливом и откровенном участии в его судьбе. Суицидальные люди с презрением относятся к замечаниям типа: «Ничего, ничего, у всех есть такие же проблемы, как у тебя», — и другим аналогичным клише, поскольку они резко контрастируют с их мучениями. Эти выводы лишь минимизируют, уничижают их чувства и заставляют ощущать себя еще более ненужными и бесполезными.

8. Предложите конструктивные подходы. Вместо того, чтобы говорить суициденту: «Подумай, какую боль принесет твоя смерть близким», - попросите поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову. Одна из наиболее важных задач профилактики суицидов состоит в том, чтобы помочь определить источник психического дискомфорта. Это может быть трудным, поскольку «питательной средой» суицида является секретность. Наиболее подходящими вопросами для стимуляции дискуссии могут быть: «Что с вами случилось за последнее время? Когда вы почувствовали себя хуже? Что произошло в вашей жизни с тех пор, как возникли эти перемены? К кому из окружающих они имели отношение?» Потенциального самоубийцу следует подтолкнуть к тому, чтобы он идентифицировал проблему и, как можно точнее определил, что ее усугубляет.

Отчаявшегося человека необходимо уверить, что он может говорить о чувствах без стеснения, даже о таких отрицательных эмоциях, как ненависть, горечь или желание отомстить. Если человек все же не решается проявить свои сокровенные чувства, то, возможно, вам удастся навести на ответ, заметив: «Мне кажется, вы очень расстроены», — или: «По моему мнению, вы сейчас заплачете». Имеет смысл также сказать: «Вы все-таки взволнованы. Может, если вы поделитесь своими проблемами со мной, я постараюсь понять вас».

9. Вселяйте надежду. Работа со склонными к саморазрушению депрессивными людьми является серьезной и ответственной. Психотерапевты давно пришли к выводу, что очень ценным является сосредоточение на том, что они говорят или чувствуют. Когда беспокоящие скрытые мысли выходят на поверхность, беды кажутся менее фатальными и более разрешимыми. Терзаемый тревогой человек может прийти к мысли: «Я так и не знаю, как разрешить эту ситуацию. Но теперь, когда ясны мои затруднения, я вижу, что, быть может, еще есть какая-то надежда». Надежда помогает человеку выйти из поглощенности мыслями о самоубийстве. Потерю надежд на достойное будущее отражают записки, оставленные самоубийцами. Саморазрушение происходит, если люди утрачивают последние капли оптимизма, а их близкие каким-то образом подтверждают тщетность надежд. Кто-то по этому поводу остроумно заметил: «Мы смеемся над людьми, которые надеются, и отправляем в больницы тех, кто утратил надежду». Как бы то ни было, надежда должна исходить из реальности. Не имеет смысла говорить: «Не волнуйся, все будет хорошо», когда все хорошо быть не может. Надежда не может строиться на пустых утешениях. Надежда возникает не из оторванных от реальности фантазий, а из существующей способности желать и достигать. Умерший любимый человек не может возвратиться, как ни надейся и ни молись. Но его близкие могут открыть для себя новое понимание жизни. Надежды должны быть обоснованны: когда корабль разбивается о камни, есть различия между надеждой «доплыть до ближайшего берега или достичь противоположного берега океана». Когда люди полностью теряют надежду на достойное будущее, они нуждаются в поддерживающем совете, в предложении какой-то альтернативы. «Как бы вы могли изменить ситуацию?», «Какому вмешательству извне вы могли бы противостоять?», «К кому вы могли бы обратиться за помощью?» Поскольку суицидальные лица страдают от внутреннего эмоционального дискомфорта, все окружающее кажется им мрачным. Но им важно открыть, что не имеет смысла застревать на одном полюсе эмоций.

10. Оцените степень риска самоубийства. Постарайтесь определить серьезность возможного самоубийства. Ведь намерения могут различаться, начиная с мимолетных, расплывчатых мыслей о такой «возможности» и кончая разработанным планом суицида путем отравления, прыжка с высоты, использования огнестрельного оружия или веревки. Очень важно выявить и другие факторы, такие, как алкоголизм, употребление наркотиков, степень эмоциональных нарушений и дезорганизации поведения, чувство безнадежности и беспомощности. Неоспоримым фактом является то, что чем более разработан метод самоубийства, тем выше его потенциальный риск. Очень мало сомнений в серьезности ситуации остается, например, если депрессивный подросток, не скрывая, дарит кому-то свой любимый магнитофон, с которым он ни за что бы не расстался. В этом случае лекарства, оружие или ножи следует убрать подальше.

11. Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска. Оставайтесь с ним как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь. Возможно, придется позвонить на станцию скорой помощи или обратиться в поликлинику. Помните, что поддержка накладывает на вас определенную ответственность.

Для того, чтобы показать человеку, что окружающие заботятся о нем, и создать чувство жизненной перспективы, вы можете заключить с ним так называемый суицидальный контракт — попросить об обещании связаться с вами перед тем, как он решится на суицидальные действия в будущем для того, чтобы вы еще раз смогли обсудить возможные альтернативы поведения. Как это ни странно, такое соглашение может оказаться весьма эффективным.

12. Обратитесь за помощью к специалистам. Суициденты имеют суженное поле зрения, своеобразное туннельное сознание. Их разум не в состоянии восстановить полную картину того, как следует разрешать непереносимые проблемы. Первая просьба часто состоит в том, чтобы им была предоставлена помощь. Друзья, несомненно, могут иметь благие намерения, но им может не хватать умения и опыта, кроме того, они бывают склонны к излишней эмоциональности. Для испытывающих суицидальные тенденции возможным помощником может оказаться священник. Уильям Джеймс считал суицид религиозным заболеванием, излечить которое может вера. Многие священнослужители являются превосходными консультантами — понимающими, чуткими и достойными доверия. Но есть среди них и такие, которые не подготовлены к кризисному вмешательству. Морализированием и поучающими банальностями они могут подтолкнуть прихожанина к большей изоляции и самообвинениям. Ни в коем случае при суицидальной угрозе не следует недооценивать помощь психиатров или клинических психологов. В противоположность общепринятому мнению психиатрическая помощь не является роскошью богатых. В настоящее время существуют как частные, так и государственные учреждения, финансируемые из национальных или региональных фондов, которые предоставляют различные виды помощи за низкую цену. Благодаря своим знаниям, умениям и психотерапевтическому влиянию эти специалисты обладают уникальными способностями понимать сокровенные чувства, потребности и ожидания человека.

Иногда единственной альтернативой помощи суициденту, если ситуация оказывается безнадежной, становится госпитализация в психиатрическую больницу. Промедление может быть опасным; госпитализация может принести облегчение, как больному, так и семье. Тем не менее, больницы, конечно, не являются панацеей. Самоубийство может быть совершено, если больному разрешат навестить домашних, вскоре после выписки из больницы или непосредственно во время лечения. Исследования показали, что существенным является то, как суициденты воспринимают ситуацию интернирования. Не рассматривают ли они больницу как «тюрьму», в которую заточены? Установлено, что те, кто негативно относится к лечению в психиатрическом стационаре, обладают наивысшим суицидальным риском при поступлении и выписке из больницы.

Кроме того, известно, что наиболее склонные к саморазрушению относятся к своему кризису очень личностно, а не как к какому-то расплывчатому состоянию. Они реагируют на актуальные проблемы яростными, гневными поступками, направленными на значимых людей, а потом в качестве расплаты переносят неистовство на себя. Из-за длительных неудач в налаживании контактов они смотрят на семьи, как на негативных «других». После выписки из больницы имеющие высокий суицидальный риск очень плохо приспосабливаются к жизни в окружении. Некоторые из них в дальнейшем кончают с собой, другие повторяют суицидальные попытки, в результате чего вновь попадают в больницу.

13. Важность сохранения заботы и поддержки. Если критическая ситуация и миновала, то специалисты или семьи не могут позволить себе расслабиться. Самое худшее может не быть позади. За улучшение часто принимают повышение психической активности больного. Бывает так, что накануне самоубийства депрессивные люди бросаются в водоворот деятельности. Они просят прощения у всех, кого обидели. Видя это, вы облегченно вздыхаете и ослабляете бдительность. Но эти поступки могут свидетельствовать о решении рассчитаться со всеми долгами и обязательствами, после чего можно покончить с собой. И, действительно, половина суицидентов совершает самоубийство не позже, чем через три месяца после начала психологического кризиса.

Иногда в суматохе жизни окружающие забывают о лицах, совершивших суицидальные попытки. По иронии судьбы к ним многие относятся, как к неумехам и неудачникам. Часто они сталкиваются с двойным презрением: с одной стороны, они «ненормальные», так как хотят умереть, а с другой — они столь «некомпетентны», что и этого не могут сделать качественно. Они испытывают большие трудности в поисках принятия и сочувствия семьи и общества.

Первая помощь при остром стрессе:

1. Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе. Что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

2. Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить “язык лица и тела” путем расслабления мышц и глубокого дыхания.

3. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно “переберите” все предметы один за другим в определенной последовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой “инвентаризации”. Говорите мысленно самому себе: ”Коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов” и т.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения, направляя свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.

4. Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Разберите мысленно это помещение (если вы вышли на улицу, то окружающие дома, природу) ”по косточкам”, как описано в пункте 3.

5. Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойно. Фиксируйте это положение 1-2 минуты, после чего очень медленно поднимайте голову (так, чтобы она не закружилась).

6. Займитесь какой-нибудь деятельностью - все равно какой: начните стирать белье, мыть посуду или делать уборку. Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода - помогает отвлечься от внутреннего напряжения.

7. Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.

8. Возьмите калькулятор или бумагу и карандаш и постарайтесь подсчитать, сколько дней вы живете на свете (число полных лет умножьте на 365, добавляя по одному дню на каждый високосный год, и прибавьте количество дней, прошедшее с последнего дня рождения). Такая рациональная деятельность позволит вам переключить вам свое внимание. Постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный день вашей жизни. Вспомните его в мельчайших деталях, ничего не упуская. Попробуйте подсчитать, каким по счету был этот день вашей жизни.

9. Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется “здесь и сейчас” и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом.

10. Проделайте несколько противострессовых дыхательных упражнений.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

При возникшей кризисной ситуации

ПОМНИТЕ:

КОНСУЛЬТАЦИЮ СПЕЦИАЛИСТА,

Вы можете получить в ГУО «Смолевичский СПЦ» по телефону: 801776 37232

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.