Обеспечение безопасности детей
в информационно-коммуникационных сетях
В связи с возрастанием численности несовершеннолетних пользователей все более актуальной становится проблема информационной безопасности детей в Интернете. Так как Интернет изначально развивался вне какого-либо контроля, то теперь он представляет собой огромное количество информации, причем далеко не всегда безопасной.
Часто дети не анализируют степень достоверности информации, подлинность ее источников, поэтому не могут отличить правдивую информацию от ложной, слепо доверяя тому, что написано в Интернете. Подключаясь к Интернету, ребенок встречается с целым рядом угроз, о которых он может даже и не подозревать.
Наша задача – обеспечить безопасность детей в Интернете.
Интернет ‑ это прекрасное место для общения, обучения и отдыха. Но стоит понимать, что, как и наш реальный мир, всемирная паутина так же может быть весьма и весьма опасна.
Какие опасности встречаются в Интернете наиболее часто? Прежде всего это:
- сайты, на которых размещена информация о насилии, жестокости и агрессии;
- суицид-сайты, на которых дети получают информацию о «способах» расстаться с жизнью;
- сайты-форумы потенциальных самоубийц;
- наркосайты;
- сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие: экстремизм, национализм, фашизм;
- сайты порнографической направленности;
- сайты знакомств (виртуальное общение разрушает способность к общению реальному, «убивает» коммуникативные навыки подростка);
- сайты сект;
- сайты азартных игр;
- пропаганда анорексии и булимии.
Современные дети имеют большие возможности общения с использованием мессенджеров и социальных сетей. В связи с этим значимой проблемой является недостаточная подготовленность детей и подростков к безопасному использованию информационных технологий.
При этом стоит выделить три аспекта такой неподготовленности: технологический, выражающийся в недостаточной осведомленности о специфике информационного обмена в сети интернет, технологических аспектов создания, хранения и передачи информации и мер по обеспечению безопасности указанных процессов, психологический, проявляющийся в излишней наивности, доверчивости, отсутствии критического подхода к фактам и событиям, а также организационный, в соответствии с которым при использовании детьми и подростками информационных технологий не обеспечивается достаточный уровень контроля со стороны взрослых, а также не предпринимается мер по разъяснению им алгоритмов поведения при возникновении определенных проблемных ситуаций. Ведение профилактической работы среди детей специалистами учреждений образования, представителями иных заинтересованных субъектов профилактики может иметь определенный эффект в отношении детей старшего школьного возраста, но когда мы говорим о детях, делающих первые шаги в глобальной паутине, нужна индивидуальная постоянная работа с ребенком, как правило со стороны родителей.
Рассмотрим основные риски и угрозы, которые могут возникнуть при использовании сети Интернет ребенком:
-вероятность совершения ребенком правонарушений в сфере информационной безопасности;
- вероятность совершения в отношении ребенка правонарушений в сфере информационной безопасности;
- вероятность совершения ребенком либо в отношении ребенка иных преступлений с использованием сети интернет;
- возможность заражения компьютера при работе в сети интернет вредоносными программами;
- возможность ознакомления ребенка с нежелательной информацией;
- возможность вовлечения в незаконный оборот наркосодержащих и психотропных веществ в сети интернет;
- возможность вовлечения в сообщества деструктивного толка;
- груминг;
-секстинг;
- кибербуллинг;
- возможность возникновения интернет-зависимости.
В законодательстве Республики Беларусь предусмотрена ответственность, в том числе уголовная, за совершение противоправных деяний в сфере высоких технологий.
Статья 212. Хищение путем использования компьютерной техники
1. Хищение имущества путем изменения информации, обрабатываемой в компьютерной системе, хранящейся на машинных носителях или передаваемой по сетям передачи данных, либо путем введения в компьютерную систему ложной информации - наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
2. То же деяние, совершенное повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо сопряженное с несанкционированным доступом к компьютерной информации,-наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок от двух до пяти лет, или лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
3. Деяния, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные в крупном размере, -наказываются лишением свободы на срок от двух до семи лет со штрафом или без штрафа с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
4. Деяния, предусмотренные частями 1, 2 или 3 настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере, -наказываются лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
Необходимо отметить, что ответственность за деяния, предусмотренные ст.212, наступает с 14-летнего возраста.
Примером такого преступления может быть хищение денежных средств с найденной либо похищенной банковской платежной карточки с использованием банкомата, платежного терминала.
Статья 349. Несанкционированный доступ к компьютерной информации
1. Несанкционированный доступ к информации, хранящейся в компьютерной системе, сети или на машинных носителях, сопровождающийся нарушением системы защиты (несанкционированный доступ к компьютерной информации), повлекший по неосторожности изменение, уничтожение, блокирование информации или вывод из строя компьютерного оборудования либо причинение иного существенного вреда, -наказывается штрафом или арестом.
2. Несанкционированный доступ к компьютерной информации, совершенный из корыстной или иной личной заинтересованности, либо группой лиц по предварительному сговору, либо лицом, имеющим доступ к компьютерной системе или сети, -наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.
3. Несанкционированный доступ к компьютерной информации либо самовольное пользование электронной вычислительной техникой, средствами связи компьютеризованной системы, компьютерной сети, повлекшие по неосторожности крушение, аварию, катастрофу, несчастные случаи с людьми, отрицательные изменения в окружающей среде или иные тяжкие последствия, - наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до семи лет.
Например – несанкционированный доступ (открытие и просмотр файлов, писем, переписки) к электронной почте, учетным записям на различных сайтах, в том числе в социальных сетях, к информации, содержащейся на компьютере, в смартфоне и защищенной от доступа третьих лиц.
Статья 350. Модификация компьютерной информации
1. Изменение информации, хранящейся в компьютерной системе, сети или на машинных носителях, либо внесение заведомо ложной информации, причинившие существенный вред, при отсутствии признаков преступления против собственности (модификация компьютерной информации) - наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
2. Модификация компьютерной информации, сопряженная с несанкционированным доступом к компьютерной системе или сети либо повлекшая по неосторожности последствия, указанные в части 3 статьи 349 Кодекса,- наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
В качестве примера можно привести произведенные изменения компьютерной информации: переписка в электронной почте, в социальной сети, в мессенджере с правами другого пользователя; изменение текстовой, графической и иной информации; внесение изменений в защищенные базы данных и т.д.
Статья 351. Компьютерный саботаж
1. Умышленные уничтожение, блокирование, приведение в непригодное состояние компьютерной информации или программы, либо вывод из строя компьютерного оборудования, либо разрушение компьютерной системы, сети или машинного носителя (компьютерный саботаж) - наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок от одного года до пяти лет.
2. Компьютерный саботаж, сопряженный с несанкционированным доступом к компьютерной системе или сети либо повлекший тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
Здесь мы говорим об умышленном уничтожении (удалении, приведении в непригодное состояние, шифровании) компьютерной информации либо ее блокировании (например, путем смены пароля доступа, изменении графического ключа и т.д.).
Статья 352. Неправомерное завладение компьютерной информацией
Несанкционированное копирование либо иное неправомерное завладение информацией, хранящейся в компьютерной системе, сети или на машинных носителях, либо перехват информации, передаваемой с использованием средств компьютерной связи, повлекшие причинение существенного вреда, - наказываются общественными работами, или штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.
В данном случае учитываются действия, связанные с копированием какой-либо значимой информации, повлекшие причинение существенного вреда. К примеру – копирование писем из электронной почты, личной переписки из социальных сетей, закрытых для просмотра третьими лицами фотографий с компьютера.
Статья 353. Изготовление либо сбыт специальных средств для получения неправомерного доступа к компьютерной системе или сети
Изготовление с целью сбыта либо сбыт специальных программных или аппаратных средств для получения неправомерного доступа к защищенной компьютерной системе или сети - наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет.
Статья достаточно специфична и применяется при разработке, изготовлении и сбыте специальных программ и устройств, предназначенных для осуществления несанкционированных доступов, например поддельных смарт-карт для просмотра закодированных каналов спутникового телевидения.
Статья 354. Разработка, использование либо распространение вредоносных программ
1. Разработка компьютерных программ или внесение изменений в существующие программы с целью несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации или копирования информации, хранящейся в компьютерной системе, сети или на машинных носителях, либо разработка специальных вирусных программ, либо заведомое их использование, либо распространение носителей с такими программами - наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.
2. Те же действия, повлекшие тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
К уголовной ответственности по данной статье могут быть привлечены лица за разработку вредоносного программного обеспечения, а также разработку и использование вирусов, например блокирующих смартфоны либо шифрующих компьютерную информацию на серверах.
Статья 355. Нарушение правил эксплуатации компьютерной системы или сети
1. Умышленное нарушение правил эксплуатации компьютерной системы или сети лицом, имеющим доступ к этой системе или сети, повлекшее по неосторожности уничтожение, блокирование, модификацию компьютерной информации, нарушение работы компьютерного оборудования либо причинение иного существенного вреда, - наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на тот же срок.
2. То же деяние, совершенное при эксплуатации компьютерной системы или сети, содержащей информацию особой ценности, - наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности последствия, указанные в части третьей статьи 349 настоящего Кодекса, -
наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
Указанная статья применяется к лицам, имеющим доступ к компьютерным сетям и системам, в которых хранится значимая информация, халатные действия которых привели к нарушению функционирования таких систем.
Ответственность за деяния, предусмотренныест.ст.349-355 наступает с 16-летнего возраста.
Также с использованием сети Интернет может совершаться ряд иных уголовно наказуемых противоправных деяний:
- мошенничество (ст.209 УК);
- причинение имущественного ущерба без признаков хищения (ст.216 УК);
- изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера (ст.343 УК, ст.343-1 УК);
- клевета (ст.188 УК);
- оскорбление (ст.189 УК);
- разжигание расовой, национальной или религиозной вражды, или розни (ст.130 УК) и иные.
Преодолеть нежелательное воздействие Интернета возможно только совместными усилиями педагогов, родителей и детей.
В работе с родителями (законными представителями) можно использовать следующие формы работы:
- индивидуальные беседы;
- выступления на родительских собраниях;
- актуализация информации на сайте учреждения образования;
- организация встреч со специалистами;
- семинары;
- размещение информации в районных печатных СМИ.
Какие рекомендации можно дать родителям, с помощью которых посещение Интернета может стать менее опасным для их несовершеннолетних детей:
- Установите компьютер в помещении, используемом всеми членами семьи;
- Внимательно относитесь к действиям ваших детей в Интернете;
- Посещайте Интернет вместе с детьми. Поощряйте ваших детей делиться с вами их успехами и неудачами в деле освоения Интернета;
- Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе Интернет;
- Объясните ребенку, что при общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями (типа ICQ, MicrosoftMessenger и т.д.), использовании он-лайн игр и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя, помогите вашему ребенку выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации;
- Объясните ребенку, что нельзя выдавать свои личные данные, такие как домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца или матери и т.д.;
- Научите ваших детей уважать собеседников в Интернете;
- Скажите им, что никогда не стоит встречаться с друзьями из Интернета. Ведь люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают;
- Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернете – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены;
- Ограничьте время пребывания ребенка в сети;
- Контролируйте входящие и исходящие сообщения электронной почты своего ребенка;
- Не забывайте контролировать детей в Интернете с помощью специального программного обеспечения. Это поможет вам отфильтровывать вредоносное содержание, выяснить, какие сайты на самом деле посещает ваш ребенок и что он там делает.
Основными средствами обеспечения информационной безопасности детей и подростков является следующие:
- создание единого воспитательного пространства родителями и образовательным учреждением, построенного на системе традиционных нравственных ценностей;
- развитие у школьников критического мышления, навыков анализа информационных продуктов;
- использование в семейном пространстве и образовательном процессе медиапродуктов культуросообразных для нашей страны по своему этическому содержанию и художественной форме;
- творческая деятельность детей и подростков по созданию самостоятельных информационных продуктов, позитивных по своему ценностному содержанию, распространение этих продуктов в окружающем медиапространстве.