План работы по профориентации в шестой школьный день
Опыт работы учреждения по профориентации в шестой школьный день
Профориентационная работа в шестой школьный день как важное звено подготовки учащихся к самостоятельной жизни и осознанному профессиональному выбору
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (глава 24, статья 158) образовательный процесс при обучении и воспитании на I, II и III ступенях общего среднего образования организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день недели для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения, в том числе учебных занятий на учебно-производственных объектах (производственная (учебно-производственная) мастерская, учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации), в межшкольном учебно-производственном комбинате трудового обучения и профессиональной ориентации.
Вопрос «Кем быть?» — один из главных вопросов для каждого молодого человека, от решения которого зависит его дальнейшая жизнь. Правильно выбранная профессия – это удовлетворенность процессом труда, возможность максимального проявления творчества, основа осуществления всех жизненных планов.
Одним из основных направлений работы учреждений общего среднего образования в шестой школьный день является трудовое воспитание обучающихся.
Трудовое воспитание в шестой школьный день предполагает включение обучающихся в педагогически целесообразную созидательную деятельность в различных формах: учебный труд, общественно полезный труд, производительный труд.
В качестве приоритетных задач трудового воспитания в шестой школьный день можно назвать следующие:
1) ознакомление учащихся с основами современного производства, научной организацией труда, трудовым законодательством, техникой и технологиями, социально-экономическими проблемами;
2) вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда (планировать свою деятельность; организовывать свое рабочее место, свой труд; работать со схемами, чертежами, картами; владеть мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.); работать с простейшими инструментами, станками и др.);
3) развитие нравственно-трудовых качеств личности: трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, честности, добросовестности, уважения к людям труда и результатам их деятельности и др.;
4) формирование у учащихся мотивов трудовой деятельности, развитие познавательных и профессиональных интересов, наклонностей и способностей, стремления применять знания на практике, потребности в творческом труде;
5) побуждение учащихся к сознательному выбору профессии и получению допрофессиональной подготовки.
<section id="primary"> <main id="main" role="main"> <article id="post-6213">Важное звено трудового воспитания – профориентация учащихся. В трудовых делах развиваются общественно значимые мотивы выбора профессии, способность мобилизовать все свои силы.
Особую роль в осуществлении профессиональной ориентации учащихся в шестой школьный день играют специалисты социально-педагогической и психологической службы учреждения общего среднего образования. Работа педагога-психолога и педагога социального включает следующие направления деятельности: профинформирование; диагностику (помощь подростку в самопознании, где важно выявить не только личностные недостатки, но и реальные возможности, которые можно было бы использовать для достижения профессиональных целей); коррекцию личностного развития в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности; оценку возможных внешних препятствий на пути к профессиональным целям и определение путей их преодоления; морально-эмоциональную поддержку самоопределяющихся подростков.
Важное место в трудовом воспитании, профориентации учащихся занимают производственные экскурсии, которые помогут расширить кругозор детей, уточнить их интересы и профессиональные склонности, а также сформировать у обучающихся положительное отношение к труду взрослых. Оформление школьных уголков профориентации должно способствовать формированию трудовых потребностей, опыта, знаний и умений учащихся. Одним из направлений профориентационной работы является взаимодействие с учреждениями высшего, среднего специального и профессионально-технического образования, управлением по труду, занятости и социальной защите населения.
Актуальной становится необходимость формирования конкурентоспособной личности учащегося, которая благодаря своим качествам способна вступать в конкурентную борьбу и добиваться успеха в различных видах деятельности.
Учитывая государственную политику, основным направлением профориентационной работы, проводимой учреждениями общего среднего образования, является ориентация учащихся на поступление в учреждения профессионально-технического и среднего специального образования. На II ступени общего среднего образования раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, учащиеся знакомятся с конкретными видами трудовой деятельности, расширяется круг представлений о труде взрослых.
Особое внимание следует уделить преодолению стереотипа о том, что рабочие специальности – удел неуспешных выпускников школы. Высокотехнологичное оборудование, которое сегодня используется на наших предприятиях и в хозяйствах, предъявляет самые высокие профессиональные требования к людям, работающим на заводах и фабриках, в поле и на ферме. Эта работа уже скорее умственная, чем физическая, в комфортных условиях, с достойной оплатой труда. Сегодня об этом должны говорить с обучающимися не только педагогические работники, но и представители субъектов хозяйства страны. Старшеклассники должны видеть реальную заинтересованность в их труде на производстве, возможность успешной реализации через рабочие специальности, хороший старт для профессионального роста и карьеры.
</article> </main> </section>