ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ[1]
Целенаправленная организация профориентационной работы, направленной на выбор обучающимися профессии педагогического профиля, формирование привлекательности и значимости профессии педагога – необходимое условие эффективности модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования.
Ориентация на педагогические профессии идет по линии решения двух проблем:
- Общего развития, расширения кругозора и усиления интеллектуального потенциала учащихся, решивших избрать профессию педагога;
- Формирование педагогической направленности и выявление педагогических способностей или педагогической профнепригодности.
На этапе допрофильной подготовки (11–15 лет, V–IX классы) стоят определенные задачи по профессиональному самоопределению учащихся:
1. Понимание значимости профессиональной деятельности, умение соотносить свои притязания и склонности с общественными интересами.
2. Воспитание профессионально важных качеств, становление профессионального интереса.
3. Получение опыта профессиональных проб в различных видах общественно полезной деятельности.
4. Осознание своих возможностей, профессиональных интересов и мотивов выбора профессии.
Показатели эффективности работы на данном этапе:
1. Осознание учащимися своих личностных особенностей, интересов и склонностей.
2. Реалистичная самооценка.
3. Сформированные навыки самостоятельного поиска информации о профессиях и учреждениях профессионального образования.
4. Знание факторов, значимых для выбора профессии и специальности.
5. Способность анализировать условия, необходимые и достаточные для достижения профессиональных целей.
Профессиональная ориентация на профессии педагогического профиля как система деятельности включает в себя следующие компоненты:
- профессиональное просвещение (профинформацию);
- профессиографию;
- профессиональную консультацию;
- профессиональный отбор;
- профессиональную адаптацию.
Если работа над первыми четырьмя компонентами начинается ещё в стенах школы, то процесс профессиональной адаптации проходит уже непосредственно в учительском коллективе в первые годы работы.
Профессиональное просвещение предусматривает овладение учащимися общеобразовательной школы определенной совокупностью знаний о социально-экономических и психофизиологических условиях правильного выбора учительской профессии. Как правило, учащиеся здесь получают информацию о наиболее общих признаках профессии. По мере накопления данная информация приобретает для школьника побудительную направленность. Психологи рекомендуют начинать работу по профориентации уже на ранних этапах социализации личности, возможно с 4-5 класса школы по специальным программам.
Важным шагом в знакомстве с педагогической профессией является возможность обратиться к профессиографии, представляющей собой описание учительской профессии, специальностей, в нее входящих. Профессиография включает в себя основные требования, которые предъявляются к психологическим и физическим качествам учителя, а также факторы, которые обусловливают успешность или неуспешность, удовлетворённость или неудовлетворённость личности профессиональной деятельностью учителя.
Профессиональная консультация предполагает установление соответствия индивидуальных психофизиологических и личностных особенностей школьника специфическим требованиям профессии педагогического профиля.
Профессиональный отбор позволяет, опираясь на выявленные психофизиологические и личностные качества, определить для школьника профессию и специальность. Определение пригодности к педагогической профессии обусловлено воздействием различных факторов. Ведь далеко не безразлично, что послужило основанием для выбора профессии, каким путем складывались мотивы, стремления, побуждения, под воздействием которых ускорялся или замедлялся рост профессиональной пригодности.
Под профессиональной адаптацией понимают процесс приспособления молодого человека к производству, трудовому коллективу, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Успешность адаптации служит показателем правильного выбора профессии. По мнению ряда исследователей (Пашкевич Г.Н., Чистякова С.Н.), профессиональная адаптация учителей характеризуется такими признаками, как сохранение и дальнейшее развитие склонностей к педагогической деятельности, совпадение общественной и личной мотивации труда. Профессиональная адаптация осуществляется в единстве с социальной адаптацией.
Подготовка к профессиональной адаптации начинается со школы, но не заканчивается на ней. Профессиональная адаптация молодых учителей происходит успешно при благоприятном отношении со стороны администрации школы, более опытных коллег, родителей, коммуникативных и других личностных качеств самого учителя.
В профориентации, помимо вышеназванных компонентов, важно иметь в виду экономический, социальный, психологический, медико-физиологический и педагогический аспекты.
Экономический аспект в современных условиях помогает заново осмыслить некоторые постулаты, связанные с современной школой. К сожалению, современный учитель довольствуется более чем скромной зарплатой и местом в иерархии должностей (согласно их реальному престижу). И как результат ‑ массовый уход из учительской сферы специалистов.
Социальный аспект профессиональной ориентации непосредственно связан с требованиями, которые должны быть учтены при формировании общественного мнения, определяющего престиж учительской профессии. Социологические исследования вскрывают социальные причины сложившейся ориентации на учительскую профессию, недооценки её частью молодёжи.
Психологический аспект предполагает выявление профессионально значимых качеств личности будущего учителя, психологической стороны профессиональной пригодности и возможных путей ее формирования.
Медико-физиологический аспект определяет специфические требования к здоровью и психофизиологическим качествам будущего педагога, необходимых для выполнения профессиональной деятельности.
Педагогический аспект предусматривает поиск путей и средств формирования профессиональной ориентации на профессии педагогического профиля среди учащейся молодежи.
Согласно выделенным направлениям профориентационной работы можно использовать различные методы и формы ее организации. Выделяют четыре группы методов:
- Информационно-справочные, просветительские.
- Профессиональной диагностики.
- Консультационной помощи в конкретном выборе и принятии решения.
- Профессиональные пробы.
К первой группе методов мы отнесли составленные на электронном носителе профессиограммы, краткие описания профессий педагогического профиля; регулярно проводимые экскурсии в профильные учреждения профессионального образования, познавательные лекции, профориентационные уроки и организованные рекламы и агитацию.
Вторая группа методов направлена на самопознание - это закрытые и открытые беседы-интервью по строго обозначенным вопросам, личностные опросники, игры и тренинги. С помощью тренажеров, служащих для наработки трудовых навыков, можно изучать и прогнозировать готовность осваивать новые профессиональные действия. Результаты позволяют прогнозировать будущее профессиональное поведение школьника.
Третья группа методов нацелена на создание групп общения. Тренинги общения позволяют осваивать некоторые коммуникативные навыки, необходимые на экзаменах, в межличностных и деловых контактах. Методы индивидуальной и групповой профконсультационной помощи позволяют осознать смысл выбираемой деятельности и способствуют самоопределению школьников. Данные методы в профориентационной деятельности используют только специалисты-профконсультанты, психологи. Профконсультант, опираясь на игры с элементами психотренинга, успешные примеры самоопределения повышает уверенность школьника в правильном решении его проблем, связанных с будущей профессией.
Четвертая группа методов направлена на построение последовательности действий, реализующих намеченную цель.
Рекомендуемые формы работы с учащимися на II ступени общего среднего образования ‑ это профессиографические уроки, занятия по интересам, факультативные занятия, классные часы, экскурсии в учреждения профессионального образования педагогического профиля, внеклассные мероприятия, профориентационные игры, тренинги, конкурсы, справочно-информационные, индивидуальные и групповые консультации.
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относятся:
- Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
- Потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
- Уверенность школьника в социальной значимости труда, т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся, отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
- Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
- Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана. Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества.
А также эффективными показателями можно считать:
‑ большое количество успешных профессиональных карьер;
‑ быстрый вход молодёжи на рынок труда;
‑ удовлетворённость молодёжи профессиональной жизнью.
Критерии оценки профориентационной работы
Критерии |
Показатели |
Когнитивный |
|
Мотивационно-потребностный |
|
Деятельностно-практический |
|
Процессуальный |
|
Количественный |
|
[1] Материалы разработаны Г.И. Юшкевич