Если раньше, в процессе воспитания, вы могли использовать принцип "запрос ребёнка - запрет или разрешение родителя", то теперь эту схему стоит усовершенствовать. Пусть появляется всё больше областей, где ребёнок может сам принимать решение и нести за него ответственность. Тут уместно вспомнить принцип светофора: ребёнок должен понимать, что есть зелёная зона - это то, где он сам принимает решение и несёт за него ответственность. Есть красная зона - это то, что строго запрещено. Пока ещё ребёнку нельзя ей заниматься. И есть жёлтая зона - это промежуточная зона между зелёной и красной. Ей стоит заниматься вместе с родителями или самостоятельно, но соблюдая ряд правил, установленных родителями.
В этом возрасте детям всё ещё трудно упорядочивать свою деятельность во времени, поэтому полезно создавать наглядные материалы - настенные плакаты, таблицы и т.п., в которых будет отражён режим дня или список дел, которые должны быть выполнены к определённому времени или до того, как ребёнок, скажем, пойдёт смотреть телевизор.
Развитие ребёнка идёт по принципу "То, что сегодня ребёнок умеет делать с помощью взрослого, завтра он сможет это делать сам". Отсюда правило: если ребёнок сидит и что-то делает без вашей помощи и не просит о помощи, не мешайте ему. Это даст понять ему, что он всё делает правильно (т.е. воспримет это как одобрение себя и своей деятельности). А вот если ребёнок просит вас о помощи, обязательно помогите ему.
Позволяйте ребёнку сталкиваться с негативными последствиями своих действий. Это поможет ему лучше понять причинно-следственную связь и свою ответственность. Не надо наказывать за неудачи.
Многие волнующие ребёнка вопросы можно прямо словесно с ним обсуждать.
Учите ребёнка управлять своими эмоциями (помните, что первые, с кого ребёнок копирует поведение - это вы, его родители).
Не манипулируйте ребенком и не позволяйте манипулировать собой. Не ввязывайтесь в шантаж и не шантажируйте. Выполняйте обещания, не допускайте, чтобы ваши слова летели на ветер.