МНЕМОНИКА: ИЗУЧИТЬ, ПОНЯТЬ И ПРИМЕНИТЬ
А.А. Коротыш,
Государственное учреждение образования
«Средняя школа №3 г.Смолевичи»
В данной статье сделана попытка описать отдельные аспекты преподавания довольно обширной темы, связанной с мнемоникой и мнемотехниками, которая рассматривается в III модуле курса факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию». Отдельные элементы темы встречаются в курсах факультативных занятий для 5 - 9 классов в рамках допрофильной педагогической подготовки.
Ключевые слова: мнемоника, мнемотехники, память.
В настоящее время педагог не испытывает недостатка в источниках информации. Скорее сложность возникает в систематизации и экспертизе данных источников и во времени, потраченном на эту работу. К сожалению, зачастую коэффициент полезного действия при таком поиске весьма низок. Данная статья - попытка осмыслить методические подходы при организации учебных занятий по мнемонике, основанные на личном опыте.
Известный современный мнемонист Артур Думчев в своей книге «Помнить всё: практическое руководство по развитию памяти» утверждает, что чем больше предшествующих знаний по определённому предмету, тем лучше запоминается вся новая информация по этой теме. Подготовить «почву» для восприятия нового материала - первая задача, которую решает педагог на каждом учебном занятии. Традиционно обсуждение любой темы начинается с актуализации уже имеющихся знаний.
Актуализация довольно сложный процесс и требует наличия определённых навыков, которые у учащихся могут быть развиты в недостаточной степени. Существенно усложняет актуализацию и большой объем информации, как в нашем случае.
Что же, занятие обречено на провал? Да, если не предусмотреть «путеводитель по лабиринтам памяти». Форма такого «путеводителя» зависит от педагога и учебной группы. Главное - соблюсти принцип поступательного движения по информационной ленте.
Мы же разделим этот этап на пять шагов, каждый из которых будет построен на основе различных вызовов.
Шаг первый: эмоциональный отклик.
Первой в человеке рождается эмоция. Логично начать изучение нового материала с неё. Предлагаем учащимся первый слог слова «мнемоника»: «МНЕ». Предлагаем поделиться чувствами. Конструкции «мне нравится…», «у меня возникают двоякие эмоции…», «мне сложно дать положительную оценку…» помогут учащимся сформулировать свои мысли и настроят на общение.
Обращаем внимание на психологический маркер, который формируется у группы при обсуждении. Его необходимо направить в положительную сторону, так как для полноценного усвоения материала необходимо его психологическое принятие.
Шаг второй: заглянем за край.
Проработаем следующую часть слова «мнемоника»: «МО». Очевидно, что смысловую нагрузку эти два звука могут нести только в составе слова. Сделаем предположение, какое слово могли бы возглавить эти звуки. Собираем идеи на доске и обсуждаем. Учащиеся, зная тему занятия, вносят предложения, из которых можно выделить слово «мозг». Останавливаемся на нём.
Шаг третий: графическое дополнение.
От полного слова нам осталась последняя часть: «НИКА». Уместно вспомнить древнегреческую мифологию и атрибутику. К нашему слову прибавляются крылья, как символ победы. Дорисовываем их в конспекты и(или) на доску, формируя тем самым установку на успешное усвоение материала.
Шаг четвёртый: закрепим введение в термин обращением к словарю.
Шаг пятый: заглянем в нашу память глубже и попытаемся извлечь из неё сведения из близких и смежных областей.
Постараемся выстроить логическую цепочку «Операции, проводимые мозгом человека над информацией». На наш взгляд построение этой цепочки имеет ключевое значение. Во-первых, понимание упрощает запоминание. Во-вторых, даёт возможность каждому учащемуся на каждом этапе обработки информации подбирать для себя наиболее приемлемые мнемотехнические приёмы.
При проведении учебных занятий автор статьи не единожды сталкивался с необходимостью пояснить учащимся, что любое социальное явление не возникает само по себе. Проще говоря, ничто не рождается до тех пор, пока в нём не появляется необходимость. Формирование такой причинно-следственной связи между изучаемым явлением и историческим реалиями существенно облегчает понимание материала, расширяет кругозор учащихся, способствует формированию навыка критического мышления.
Для формирования данного навыка удачно используется «лента времени». Форма построения ленты, её реализация и визуализация могут быть различными и зависеть от готовности группы к тому или иному виду деятельности. Суть остаётся неизменной: выявить проблему (социальный вызов, приведший к рождению явления); сопоставить явление с этапом истории человечества; сделать предположения, о путях дальнейшей эволюции явления.
Этап построения логико-смысловых моделей теоретического материала сложен для усвоения обилием терминологии. Учащимся необходимо научиться оперировать целым рядом отвлечённых понятий, выстроить и запомнить логико-смысловые модели, создать структуру знаний по теме.
«Облако слов» - весьма популярный некоторое время назад приём организации сайта. Его задача собрать и разместить концентрированно основные термины, используемые на сайте. Для облегчения восприятия пользователем информации термины набираются разными по размеру и цвету шрифтами. Попробуем обратиться к подобному облаку при работе с терминологическим материалом.
Для начала знакомим учащихся с классификацией форм проявления памяти в традиционной форме (лекция с демонстрацией схем). Заранее готовим карточки с изученными терминами, на которых слова написаны разными шрифтами в зависимости от критериев градации и места в иерархии.
Раздаём каждому участнику по паре карточек и просим занять любое удобное ему место. Ограничение только в том, что нельзя размещаться в линию у доски. Это наше облако слов. Из него можно формировать схемы по только что изученному материалу. Например:
воссоздайте схему классификации памяти по степени волевой регуляции;
что включает в себя образная память?
воссоздайте блок, описывающий память по степени длительности хранения информации;
на какие типы делится память по объекту запоминания?
воссоздайте блок, в который входит слово «мысли».
Вероятно, что без помощи учащимся будет трудно восстановить в памяти схемы, с которыми они только что познакомились. Поэтому логично предусмотреть эксперта-суфлёра.
Учебные кейсы и интерактивные тренинги – самый увлекательный этап изучения мнемоники. Разбор отдельных мнемотехник и применение их на практике всегда вызывает оживление среди учащихся. Однако следует помнить, что задача этого этапа всё же обобщить и уточнить уже изученное и понятое по теме мнемоника. А также привязать изученный материал к повседневности. То есть перевести информацию из плоскости теории в плоскость практики. Следовательно, на этом этапе необходимо уделить внимание индивидуальным особенностям личности в работе с информацией.
На что следует обратить внимание?
Можно сформулировать общие правила сохранения знаний, которые условно разделим на проблемные блоки:
навыки анализа информации;
навыки фиксации и удержания внимания;
навыки работы с информацией согласно своего типа восприятия;
навыки воспроизведения усвоенного.
Навыки анализа информационного объёма являются общеучебными. К ним следует отнести умение составлять предварительный план, выделять смысловые опорные пункты, группировать материал по смыслу, соотносить материал с уже имеющимися знаниями.
Здесь важно пояснить учащимся, что запоминать весь материал не имеет смысла. Для полноценного воспроизведения материала достаточно запомнить ключевые блоки и их последовательность. В крайнем случае, можно сократить информацию до предела. Лучше упустить детали, чем не усвоить или забыть главное.
Удержание внимания на одном объекте достаточно продолжительное время - ещё один фундаментальный камень личностного развития. Устойчивое произвольное внимание является следствием заинтересованности и силы воли. Причём фактор заинтересованности даёт гораздо лучший результат. Это необходимо учитывать при заучивании.
Для начала стоит заменить в тексте сложные и непонятные слова более простыми и общеупотребительными. Этот простой мнемонический приём позволяет сделать текст «ближе к читателю», понятнее.
По типу восприятия информации люди делятся на визуалов, аудиалов и кинестетиков. От восприятия зависят ассоциативные образы для привязки информации в памяти. Если человек визуал, то и образ будет визуальный. В случае же с аудиалом абсолютно бесполезно стараться придумывать картинку-образ. Картинка останется размытой и не поможет запоминанию. Зато звук, музыка, голос создадут нужное впечатление и отложатся в памяти.
В большинстве случаев удаётся достичь большего эффекта, используя несколько сенсоров: визуальный и аудиальный, аудиальный и кинестетический, кинестетический и визуальный. К тому же кинестетический способ запоминания демонстрирует высокий результат при воспроизведении усвоенного.
На воспроизведении хочется остановиться особенно. Почему-то запоминание воспринимается учащимися как основной процесс. «Мне нужно запомнить даты из параграфа учебника. Мне нужно выучить стихотворение». Главным в этих высказываниях становится «запомнить». Этот неочевидный факт может коренным образом повлиять на процесс обучения.
В некоторых случаях вы запоминаете что-то, чтобы после рассказать и получить одобрение. В других - вы пытаетесь запомнить информацию потому, что от нас это требуется. Именно запомнить, не задумываясь о воспроизведении. Хотя понимаете, что оно неизбежно. В таком случае информация записывается в так называемую кратковременную память. И, следовательно, результат запоминания не будет удовлетворительным.
Учесть эти нюансы при запоминании не сложно. Однако, результаты порадуют своей регулярностью.
Роль же преподавателя заключается в знакомстве учащихся не столько с теоретическим материалом или набором мнемонических техник, сколько в формировании осознанного понимания работы памяти и влияния личностных факторов на этот процесс.