Родился ребенок... С первых дней мать очень внимательна к его умственному и физическому развитию, к его поведению, первым реакциям на игрушки, звуки, ее голос. Это очень важно для своевременного выявления возможных отклонений в развитии ребенка. Кроме того, нужно проконсультироваться с врачом-педиатром.
Мы расскажем про возможные негативные проявления в поведении и психофизическом развитии ребенка в первые месяцы жизни, подскажем, к какому врачу следует обратиться за помощью или консультацией.
Ребенок прогибается назад и напрягается, постоянно держит пальчики сжатыми в кулачок. Не поднимает головку после 2-месячного возраста, или тельце ребенка расслабленное, напоминает "кисель". Ручки и ножки с левой стороны лежат не так, как с правой. Мама! Покажите ребенка невропатологу!
Дыхание ребенка ускоренное, глубокое и тяжелое. Капризничает во время кормления. Часто, особенно когда плачет, синеет личико. Иногда не может выдохнуть и даже теряет сознание. Переболел воспалением легких. Немедленно к кардиологу!
Ребенок слишком часто мочится. Моча имеет необычный цвет и неприятный запах. Во время мочевыделения ребенок становится неспокойным. Часто повышается температура тела. Часто тошнит после кормления, но понос отсутствует. Имеет сухую и бледную кожу. Необходимо обследовать мочевыделительную систему! Обратитесь к нефрологу!
Кожа ребенка краснеет и опухает. На ней появляется сыпь, корочки, расчесы. Кожа изменяется: сначала на щеках, потом на лбу и возле ушей. Она чешется. Проконсультируйтесь с аллергологом!
Вы перестали кормить ребенка грудным молоком, даете еду с детской кухни или готовите сами молочные смеси и каши. Начались проблемы с кормлением. Идите к гастроэнтерологу или педиатру!
Ребенок не реагирует на шум. Не поворачивает головку, когда его кто-то зовет. Не реагирует на голосовые звуки и не интересуется звуками вообще. Обследуйте слух ребенка у отоларинголога!
Ребенок пьет гораздо больше, чем испытывает жажду. Часто мочится днем и ночью. Худеет, хотя у него хороший аппетит. Изо рта ощущается запах ацетона. Мама больна сахарным диабетом. Следует обратиться к эндокринологу!
У ребенка зрачки серого цвета. Радужная оболочка глаза дергается. Склеры становятся желтыми, как у "кошки". Ребенок часто косит глазами. Не следит глазами за разноцветными игрушками. Несите ребенка к окулисту для обследования глазного дна!
Как только вы заметите у своего ребенка подобные признаки (симптомы), обязательно обратитесь к врачу-педиатру. Проконсультируйтесь у узкого специалиста.
Ваш ребенок растет... Каждый день он делает шаг к нормальному развитию. Если этого не происходит, вам следует искать причину. Пусть вас не успокоят советы, что ребенок "перерастет" этот недостаток. Обязательно расскажите врачу про свои наблюдения и беспокойства.
Мама должна забеспокоится, если ее ребенок:
Очень неспокойный, плохо спит, часто плачет.
Очень спокойный и много спит, не дает знать, что голодный или мокрый.
Не смотрит и не реагирует (не отвечает) на улыбку.
Не имеет аппетита, с трудом сосет и глотает или, наоборот, имеет "волчий" аппетит, поперхивается (давится) во время кормления.
Не прибавляет в весе.
Постоянно "подхватывает" инфекции.
Ни одна проблема не должна оставаться без внимания. Сразу же выясняйте причины их возникновения, принимайте неотложные меры. Особого внимания требуют дети, которые родились недоношенными. Помните, что ребенок ждать не может!
Кодекс Республики Беларусь об образовании
Статья 35. Основные обязанности законных представителей несовершеннолетних обучающихся
1. Законные представители несовершеннолетних обучающихся обязаны:
1.1. обеспечивать условия для получения образования и развития обучающихся;
1.2. уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
1.3. выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся.
2. Иные обязанности законных представителей несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
Консультация для родителей,
воспитывающих детей раннего возраста
«Мамин массаж»
Массаж – прекрасное средство для общения с малышом и развития его моторных и речевых навыков. Предлагаю вашему вниманию фотокурс массажа, который может применить на практике каждая мама.
Комната должна быть светлой. Мамины руки – тёплыми и нежными. Малыш должен быть здоров и находиться в хорошем настроении, так же, впрочем, как и мама. В противном случае можете даже не начинать - все равно не получиться. Малыш быстро «прочитает» ваше состояние и начнёт беспокоится и протестовать.
Чтобы сделать массаж полезным и весёлым занятием, прежде всего надо понять в чём нуждается ребёнок? Правильно. В контакте! Поэтому посмотрите малышу в глазки, улыбнитесь, поговорите с ним, прикоснитесь к его телу спокойно, уверенно и нежно. Погладьте его тельце .
Представьте, что вы скульптор, который лепит тельце своего малыша. Для начала осмотрите его. Обратите внимание на то, как держит малыш голову. Держит ли? Куда наклоняется голова в спокойном состоянии, куда чаще поворачивается ребёнок? Посмотрите, симметричен ли малыш. Дальше начинаем массаж с ножек.
Положите детку на спину. Согните ножки в коленях (руками держим за голени) и поставьте стопы на стол (бёдра и голени параллельны друг другу). Теперь посмотрите на стопы. Как они стоят? Попробуйте почувствовать, напряжены мышцы или нет, и не слишком ли они расслаблены. Учитывайте возраст ребёнка и какими навыками он должен к этому моменту овладеть. И в зависимости от картины, которую вы увидели, приступайте к «лепке». Например, если ножки развернуты внутрь, значит, наружные мышцы голени слишком расслаблены, и их нужно простимулировать, внутренние напряжены – их расслабим. Стараемся уравновесить обе стороны, держа в голове идеальное представление. Это тоже поможет вашему малышу подтягиваться к идеалу.
Переходим на массаж стоп . Поглаживаем и разминаем всю стопу. Затем разглаживаем в стороны большими пальцами рук подушечки стопы. Рисуем кружочки под большим пальцем стопы и под безымянным с мизинцем, затем снова разглаживаем в стороны. Рисуем «восьмёрочку» через центр стопы. Рисуем буквы «С» на правой ножке. От большого пальца, через мизинчик, по краю стопы к пяточке (малыш сгибает и разгибает пальчики). Затем букву «С» в другую сторону на левой ножке.
Вашему вниманию показано условное деление на части стопы, легко поглаживая каждую из которых, вы можете успокоить ребёнка, если у него что-то болит.
Поглаживать стопу можно массажным мячиком в процессе игры с ребёнком.
А сейчас перейдём к животику. Поглаживаем прямые мышцы живота (вверх и вниз). При этом можно петь ребёнку потешку:
Гуркуй, гуркуй, мой сыночек (дочка),
Гуркуй, гуркуй, гуркуночек (гуркуночка),
Если будешь гурковать,
Буду кашечкой питать.
Сделаем массаж ручек. Сначала раскроем ладошку . Расправим каждый пальчик. Поглаживаем ручку от кисти к плечу. Затем делаем кольцевое растирание ручки. Обхватите руку малыша двумя руками(как бы кольцо) и нежно растирайте ручку, двигаясь снизу вверх. Ваши руки двигаются так, как будто вы выжимаете бельё.
Затем проминаем легкими движениями мышцы на предплечье и плече. Расправим плечики. Полностью погладим малыша.
Сделаем весёлое упражнение «Потягушечки – обнимушечки». Важно делать это упражнение с полной амплитудой. Но ни в коем случае не прлагайте чрезмерных усилий. Покажите ребёнку направление движения и то, что вы от него хотите. Постарайтесь сделать так, чтобы он «отдал» вам руки и расслабился:
Потешка.
Тяни холсты, потягивай,
В коробочку покладывай.
На рубашечку, на столешничек…
«Качалочка». Очень хорошее упражнение для спинки, снятия тонуса с шейного и поясничного отделов. Показано при гипертонусе разгибателей. Малыша группируем: складываем ножки и ручки вместе. Поддерживаем их одной рукой, Второй рукой сгибаем головку ребёнка. Качаем малыша, ка колыбельку. Потешка:
Ай, качи, качи, качи,
Глянь баранки, калачи.
С пылу, с жару из печи,
Все румяны, горячи.
Прилетели к нам грачи,
Похватали калачи.
Нам остались бара-а-аночки.
Комплекс упражнений на мяче
Покачивания. Положите малыша на мяч лицом вниз. Придерживая его за спинку, совершайте покачивающие движения в разные стороны, по кругу и назад. Это упражнение простимулирует отхождение газов и станет отличной тренировкой вестибулярного аппарата.
То же самое упражнение, с той лишь разницей, что теперь грудничок лежит на спине. Вы сразу увидите, как малыш пытается встать, напрягая пресс. Вообще фитбол является очень ценным снарядом, помогающим сократить риск микросмещений позвоночника.
Упражнение под названием «Пружинка». Оно больше всего нравится детям. Ребенка нужно снова положить на мяч животиком, удерживая за ножки специальным захватом «вилочка». Легким пружинящим движением надавливайте на попу или спину малыша таким образом, чтобы он подскакивал на фитболе вверх-вниз. Можно перевернуть ребенка на спину и повторить занятие.
Все эти упражнения являются базовыми. Регулярно тренируйтесь так со своим малышом, пока он не достигнет возраста 6 месяцев, после этого можно переходить к более сложным упражнениям. Однако учитывайте настроение малыша, если он капризничает и никак не хочет ложиться на мячик, не настаивайте, возможно завтра он с большим удовольствием приступит к тренировкам.
Рекомендации для родителей по работе с нетрадиционными реабилитационными педагогическими технологиями
Использование различных инновационных технологий, основанных на нетрадиционных методиках, оказывает существенное влияние на улучшение функционального состояния опорно-двигательного аппарата детей с ТМН, способствует успешному решению оздоровительных и коррекционных задач, направленных на уменьшение двигательных нарушений, увеличение двигательной активности, координации и ориентировки в пространстве.
Среди нетрадиционных средств, которые могут использовать родители, являются доступные и обладающие высоким положительным эффектом занятия на фитболах, в бассейне, занятия лечебной верховой ездой (иппотерапия).
Методика реабилитации спастических форм ДЦП – это мяч-батут. Общему расслаблению мышц ребенка способствует покачивание в позе эмбриона на фитболах (больших гимнастических мячах). Суть методики состоит в том, что не полностью накачанный мяч диаметром 120 см (фитбол) обладает эффектом батута, т.e. при покачивании на таком мяче детей с ДЦП вверх-вниз появляются ускорения, оказывающие тренирующее воздействие на вестибулярный аппарат и вызывающие расслабление. Эффект батута усиливается упражнениями на растяжение. Покачивания выполняются в медленном темпе, с небольшой амплитудой, с контролем положения головы ребенка, без болевых ощущений.
В современном мире вода многие годы используется в физиотерапии для лечения многих заболеваний. Физические упражнения в воде дают ощущения, совершенно отличные от таковых на суше. Это связано с уникальными свойствами воды, оказывающими влияние на организм человека: выталкивание, сопротивление, вихревое сопротивление, вязкость. Занятия в бассейне способствует разработке суставов и укреплению мышц, учит расслабляться, развивает легкость и свободу в каждом движении.
Иппотерапия – особый вид лечения, при котором лечебный эффект достигается через общение с лошадью. В официальной медицине иппотерапию принято называть лечебной верховой ездой. Одним из самых значимых факторов воздействия верховой езды считают нагрузку координации. Выделяют также воздействие на мышечный аппарат занимающегося низкочастотных колебаний, исходящих от тела движущегося животного. Эти движения снижают повышенный тонус мышц и способствуют возрастанию амплитуды движений в конечностях, как верхних, так и нижних.
Все эти методики значительно улучшают равновесие и ориентировку в пространстве, увеличивают активные движения, улучшают качество жизни детей.