Методические рекомендации в помощь организаторам летнего отдыха в 2022 году
Воспитательно-оздоровительные учреждения образования в период летней оздоровительной кампании решают две взаимосвязанные государственные задачи: формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности и организация отдыха и оздоровления детей с целью восстановления, и укрепления их физических и духовных сил.
При постановке воспитательных задач, раскрытии их в содержании воспитательной работы, основных формах деятельности, методах организации процесса воспитания целесообразно ориентироваться на Кодекс Республики Беларусь об образовании, Концепцию отдыха и оздоровления детей в Республике Беларусь, Программу непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 годы (утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 312 от 31 декабря 2020 г.).
Основополагающие нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность воспитательнооздоровительных учреждений образования и вопросы оздоровления детей, указаны в официальных источниках. В информационно-поисковой системе «Эталон» Национального центра правовой информации Республики Беларусь размещен тематический банк данных правовой информации «Образование», который содержит систематизированные по разделам нормативные правовые акты, регулирующие различные вопросы образования, в том числе и вопросы оздоровления детей.
Нормативные правовые акты, инструктивнометодические и иные материалы по вопросам организации воспитания и оздоровления детей в воспитательнооздоровительных учреждениях образования размещены на интернетпортале Министерства образования Республики Беларусь http://edu.gov.by в разделе «Управление социальной, воспитательной и идеологической работы», на сайте Министерства здравоохранения Республики Беларусь http://minzdrav.gov.by в разделе «Для специалистов», на сайте учреждения образования «Национальный детский образовательнооздоровительный центр «Зубренок» http://zubronok.by в разделе «Оздоровительным лагерям», на сайте Республиканского центра по оздоровлению и санаторнокурортному лечению населения http://www.rco.by в разделе «Документы».
Необходимо также продолжить работу по формированию локальной нормативно-правовой документации воспитательно-оздоровительного учреждения образования, подготовить Положение о порядке приема детей в воспитательно-оздоровительное учреждение образования, Правила посещения детей родителями и иными законными представителями, другими родственниками, Инструкцию о порядке действий в случае временного и досрочного выбытия воспитанника из воспитательно-оздоровительного учреждения образования и др. Для оздоровительных лагерей с круглосуточным пребыванием должно быть разработано Положение о ночном дежурстве воспитателя в воспитательно-оздоровительном учреждении образования, которое бы определяло количество ночных постов, порядок организации дежурства, время начала и окончания дежурства, другие вопросы, что позволило бы регламентировать деятельность воспитателей, создать условия для соблюдения основных норм законодательства о труде.
На основании «Методических рекомендаций по профилактике возникновения и распространения COVID-19 при организации работы оздоровительных и санаторно-курортных организаций для детей», обновленных в 2021 году https://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-vospitatelnoy-raboty-i-molodezhnoy-politiki/upravlenie-raboty/leta-2019/, необходимо разработать План организационных и санитарно-противоэпидемических мероприятий для конкретного воспитательно-оздоровительного учреждения образования. При подготовке данного документа рекомендуется также изучить информационные материалы на сайте Министерства здравоохранения Республики Беларусь http://minzdrav.gov.by/ru/dlya-belorusskikh-grazhdan/COVID-19/.
При организации отдыха и оздоровления детей в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования необходимо обеспечить преемственность и непрерывность воспитательного процесса. Многие вопросы по организации летнего оздоровления детей нашли отражение в методических рекомендациях в помощь организатору летнего отдыха прошлых лет. Рекомендуется просмотреть данные документы перед началом оздоровительной кампании http://zubronok.by/metod_rabota/norm_prav.
Педагогическая стратегия летней оздоровительной кампании 2022 года определена тематикой Год исторической памяти, что должно найти отражение в реализуемых проектах, проводимых формах работы в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования с целью единения, примирения, сплочения на основе идей суверенитета и независимости страны, а также формирования патриотизма и ответственного отношения к будущему своего государства.
Идеологическое, гражданское и патриотическое воспитание станет приоритетным направлением деятельности воспитательно-оздоровительных учреждений образования в период летней оздоровительной кампании 2022 года.
Рекомендуется поддержать республиканские мероприятия, приуроченные к Году исторической памяти. С целью формирования патриотизма, гражданской позиции, вовлечения в познавательную деятельность воспитанников воспитательно-оздоровительных учреждений образования.
Важным условием идеологического, гражданского и патриотического воспитания является использование государственной символики Республики Беларусь, понимание воспитанниками ее роли и значения как концентрированного выражения идеологии государства. Рекомендуется в каждой смене запланировать торжественные линейки «Наши символы – наша гордость», в рамках которых рассказать об элементах государственной символики нашей страны, их смыслах, исполнить вместе гимн, представить символы воспитательно-оздоровительного учреждения образования, района, населенного пункта (пример проведения праздника см. сайт http://zubronok.by/). Традиция поднятия флага лучшими воспитанниками смены должна стать неотъемлемой частью воспитательной работы в оздоровительном лагере.
Идеологическое, гражданское и патриотическое воспитание должно включать пропаганду социально-экономических достижений белорусского государства, работу по углублению знаний подростков о развитии экономики Беларуси, знакомство с современным состоянием и перспективами развития промышленности и сельского хозяйства страны, с состоянием и развитием современной науки, культуры. Целесообразно обратиться к циклу телевизионных фильмов о достижениях страны в различных отраслях.
С целью знакомства с военной историей региона, формирования чувства уважения к воинам-землякам, к семьям погибших и ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам Вооруженных Сил Республики Беларусь, воинам-афганцам рекомендуется предусмотреть мероприятия по благоустройству мест захоронений советских солдат, погибших во время Великой Отечественной войны, памятников, монументов, обелисков (трудовые десанты «Не оставим без заботы», благотворительные акции «Одиноких людей не бывает» и др.), поисково-исследовательскую работу по увековечению памяти погибших защитников Отечества и жертв войн. Востребованной формой поисково-исследовательской работы в данном направлении является создание интерактивных карт, которые позволяют установить местоположение памятника, его описание. Возможно обратить внимание воспитанников на информационный сервис «Память народа», обобщенный электронный банк данных «Мемориал».
В условиях оздоровительного лагеря логично продолжить работу по информационно-образовательному проекту «ШАГ», усилив ее в части реализации социальных проектов и инициатив с представлением отчетных материалов (видеосюжеты, видеоролики, видеоклипы, фотоколлажи, отдельные фотографии, публицистические тексты и др.) на открытой интернет-площадке «ШАГ»: Мы действуем!» (https://adu.by/ru/uchitelyu/shag-my-dejstvuem.html). Каждую смену необходимо организовать проведение двух встреч. С примерной тематикой можно ознакомиться на сайте НДЦ «Зубренок» (http://zubronok.by/).
Целесообразно проведение с привлечением широкой общественности, активного использования государственной символики мероприятий, приуроченных к знаковым событиям в истории Республики Беларусь и имеющих особое историческое и общественно-политическое значение: День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны (22 июня), День Независимости Республики Беларусь (День Республики) (3 июля) и др.
При праздновании Дня Независимости Республики Беларусь (Дня Республики) необходимо организовать мероприятия, которые знакомят как с историей и традициями нашей страны, так и с современной Беларусью. Это могут быть: информационный час «Беларусь успешная», игровая площадка «Кола беларускіх гульняў», творческий конкурс «Ганаруся, табой, Беларусь», конкурс сочинений «Почему я люблю Беларусь», музыкальный час «Венок белорусских песен», вечерний костер «Белорусские посиделки», дискотека «Беларускі карагод» и т.д.
Кинопедагогика является актуальным направлением в современном медиаобразовании. Необходимо обучать воспитанников осмысленному просмотру художественного и документального кино, необходимо ответственно подойти к отбору репертуара в соответствии с принципами природосообразности; организовать анализ содержания, поступков героев через беседу, дискуссию, подготовку сочинений, эссе, рецензий. Для младших школьников подойдут игровые формы анализа: рисунки, коллажи на темы просмотренного фильма; киновикторины, киновечера; кинотурниры между отрядами и т. д.
Перед воспитательно-оздоровительным учреждением образования стоит задача формирования мотивов, нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять негативным социальным явлениям, в том числе воздействию деструктивного контента. Необходимо продолжить работу, направленную на формирование медиабезопасности воспитанников, усиление информационной работы. Важно научить воспитанников поиску и отбору полезного конструктивного контента, сайтов, которые содержат проверенную достоверную информацию, поэтому современный педагог должен сам ориентироваться в интернет-пространстве, уметь общаться в социальных сетях, мессенджерах, проводить онлайн-квесты, стримы.
По-прежнему актуальными остаются вопросы присутствия воспитательно-оздоровительных учреждений образования в интернет-пространстве. Особое внимание нужно обратить на создание сайтов оздоровительных лагерей или интернет-страниц оздоровительных лагерей на сайтах учреждений образования, оформленных в соответствии с письмом Министерства образования Республики Беларусь «Об использовании современных информационных технологий в учреждениях образования» (https://adu.by/images/2020/10/imp-MO-RB-inform-tehnologii.pdf).
Интернет-пространство воспитательно-оздоровительных учреждений образования должно включать как тематические онлайн-площадки для детей, педагогов и родителей, так и дистанционные консультационные пункты для родителей, официальные группы в социальных сетях.
Интересной формой работы в сложившихся условиях может стать одновременная реализация программ смены в онлайн и офлайн форматах, что позволит расширить воспитательные возможности оздоровительных лагерей, популяризировать среди родителей и детей различные формы организованного досуга в каникулярный период.
Сайт воспитательно-оздоровительного учреждения образования должен стать площадкой для реализации постсменного периода смены, где воспитанники могут коммуницировать, размещать свои отчеты о проведенной работе по трансляции полученных в оздоровительном лагере знаний, умений.
Рекомендуется предусмотреть возможность оценивания пользователями содержания сайта и высказывания своих пожеланий по его наполнению (например, через онлайн-опросы, форумы), возможность оставлять комментарии к материалам и др.
В полной мере при планировании и организации воспитательной работы необходимо использовать возможности образовательных и познавательных конструктивных интернет-ресурсов: информационные ресурсы Национальной библиотеки Беларуси (https://www.nlb.by/content/informatsionnye-resursy/elektronnye-informatsionnye-resursy/), виртуальные выставки Национального художественного музея Республики Беларусь (https://www.artmuseum.by/ru/vyst/virt/), виртуальные туры по выставкам Национального исторического музея Республики Беларусь (http://histmuseum.by/), Музея истории Великой Отечественной войны (http://www.warmuseum.by/index.php/k2-tags/k2-users/virtualnyj-tur-po-muzeyu-hist-war) и др.
Познакомиться с виртуальными музеями учреждений образования страны можно на сайте Республиканского центра экологии и краеведения http://rcek.by/ в разделе «Музеи учреждений образования».
В дистанционной форме можно воспользоваться видеогалереями Дворцово-замкового комплекса в Несвиже (https:// «Дворцово-замковый комплекс в Несвиже»), виртуальными экскурсиями по выставкам Мирского замка (http:// Мирский замок ).
При планировании воспитательной деятельности целесообразно обратиться к юбилейным датам с дня рождения белорусских писателей, поэтов, общественных деятелей https://www.nlb.by/content/news/po-stranitsam-belorusskogo-kalendarya/ и книгам-юбилярам 2022 (см. сайт Национальной библиотеки Беларуси).
Формировать социально активную личность, готовую приносить пользу обществу и государству необходимо в процессе организации мероприятий социально-патриотической направленности, способствующих привитию любви и уважения к родителям, родному дому, к родным и близким людям, связи поколений и сохранению преемственности, например, в ходе беседы «Самые родные люди», «Загляните в семейный альбом», «Герои страны – герои семьи» и др.
В период летней оздоровительной кампании 2022 года рекомендуется запланировать проведение мероприятий духовно-нравственной и патриотической направленности в рамках реализации Программы сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2020-2025 годы. Этическая беседа как классическая форма взаимодействия с воспитанниками по-прежнему имеет большое значение для нравственного развития личности. При соблюдении требований к ее организации, грамотном отборе материала художественных произведений, жизненных примеров, эмоциональности педагога, неформальности и искренности общения, возможен положительный педагогический эффект.
Важным условием успешной реализации летней оздоровительной кампании является качественная работа по организации правового воспитания в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования, которая направленна на профилактику противоправных действий. В организации профилактической работы с воспитанниками и законными представителями следует ориентироваться на официальные источники правовой информации: обновленный Детский правовой сайт (http://www.mir.pravo.by/), являющийся важным информационном ресурсом при организации работы; сайт, оказывающий информационную помощь людям в трудной жизненной ситуации: (http://pomogut.by), сайт, созданный для защиты детей от буллинга, груминга, педофилии и распространения наркотиков в сети (http://kids.pomogut.by/).
Главная задача организации деятельности воспитательно-оздоровительных учреждений образования – обеспечение безопасных условий пребывания детей. Самое пристальное внимание необходимо направить на неукоснительное соблюдение правил безопасного и ответственного поведения всех, задействованных в организации детского отдыха, обеспечение безопасных условий в местах отдыха и оздоровления детей, обеспечение охраны территории лагерей и пропускного режима в тесном взаимодействии с отделами внутренних дел на местах, следует организовать постоянный контроль за посещением территории лагеря сторонними лицами, обеспечив строгий пропускной режим.
Важное место в обеспечении безопасных условий пребывания детей отводится организации психолого-педагогического сопровождения. Педагогам необходимо создавать условия, позволяющие отслеживать психологическое состояние воспитанника (телефоны доверия, почта доверия, электронная почта, использование разнообразных рефлексивных методик и диагностических исследований и т.п.).
Важно подчеркнуть, что оздоровительный лагерь должен предоставить воспитаннику право выбора деятельности, создать необходимые условия в управлении своим образованием, формировать соответствующие навыки. Событийная наполненность деятельности оздоровительного лагеря циклична и ритмична, накоплен опыт регулирования и обучающих и досуговых практик. Во-первых, это технология рефлексивной деятельности. Необходимо оптимально использовать возможности вечернего огонька, отрядного круга для формирования навыков рефлексивного анализа и формирования нравственных установок. Во-вторых, технология коллективно-творческой деятельности, которая содержит механизм обучения сотрудничеству через организацию коллективной деятельности, индивидуальное и коллективное творчество. В-третьих, технология игровой деятельности, которая сама по себе является неформальным мотивационным инструментом обучения, при чем эффект игры усиливается так как и сам лагерь – это игра со своими законами, ритуалами, традициями и сюжетом.
Необходимо обеспечить целенаправленную воспитательно-профилактическую работу с воспитанниками. Рекомендуется использовать разнообразные формы: информационные часы «Спайсы убивают», «Опасность курительных смесей», тренинговые занятия «Преодоление давления сверстников», тематические встречи с инспектором ИДН, врачом-наркологом, просмотр тематических видеофильмов и др.
С целью формирования чувства ответственности за свою безопасность, здоровье рекомендуется более широко использовать проведение обучающих бесед сотрудниками спасательных станций ОСВОД, службы МЧС.
Воспитательно-оздоровительное учреждение образования должно обеспечить оздоровление подрастающего поколения, то есть оптимальный двигательный режим, закаливание, сбалансированное питание, рациональный суточный распорядок, соответствие окружающей среды гигиеническим нормативам, гигиенические навыки и формирование у воспитанников навыков здорового образа жизни, позитивного отношения к своему здоровью. Организаторам оздоровления детей необходимо обратить более пристальное внимание на организацию взаимодействия органов управления образования и здравоохранения по вопросам оздоровительной и профилактической работы в оздоровительных лагерях. Оздоровительная работа в воспитательно-оздоровительном учреждении образования должна предусматривать не только спортивно-оздоровительные мероприятия, но и климатотерапию, закаливающие процедуры, ландшафтотерапию, лесные прогулки, игры на свежем воздухе, пешеходные маршруты, прохождение терренкуров, использование батутов и др.
Одной из задач оздоровительного лагеря является расширение участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности. Участие в работе самоуправления способствует формированию у воспитанников самостоятельности, активности, ответственности, инициативности, дисциплинированности. Эффективность работы во многом определяется соблюдением требований к реализации технологии самоуправления, организации коллективно-творческой деятельности. Особое внимание при организации самоуправления стоит уделить системе чередования творческих поручений (ЧТП), а также модели «Ассоциация детских инициатив», объединяющей работу органов детского самоуправления на всех уровнях. Эффективной формой организации работы детского самоуправления является проведение Дня дублера, который проходит в форме деловой игры, где воспитанники дублируют некоторые функции сотрудников оздоровительного лагеря (воспитателей, педагогов-организаторов, инструкторов по физкультуре и др.).
Для воспитанников старшего возраста рекомендуется организовать «Марафон успешных волонтерских практик», который предполагает реализацию инициативы по разным направлениям волонтерства: это и помощь младшим отрядам («В центре внимания – малыши»), и организация масштабных мероприятий («Спорт. Здоровье. Красота. Присоединяйся!»), и помощь нуждающимся категориям населения («Помогать – значит быть счастливым»).
Рекомендуется задать вектор на проявление молодежной инициативы «За» в оздоровительном лагере, например, «За Беларусь!», «За ЗОЖ», «За гармонию с природой». Важно систематически уделять должное внимание данному направлению деятельности. Участие в реализации молодежных инициатив – это еще одна возможность проявить лидерские, организаторские, творческие способности для воспитанников.
К сожалению, для современных детей чтение не представляет должного интереса, что негативно сказывается на интеллектуальном развитии, развитии эмоциональной сферы. В период летней оздоровительном кампании 2022 года важно специально организовать привлечение воспитанников к чтению . Необходимо обеспечить в оздоровительном лагере доступ к детской литературе разных жанров, организовать буккроссинг на открытом воздухе, всячески поощрять чтение. С этой целью целесообразно выразительно читать вслух детям младшей и средней возрастной группы, сообща проводить разбор и анализ литературных произведений. Старшим воспитанникам можно предложить подготовить театрализации по мотивам полюбившихся произведений. Участвуя в театральных постановках, воспитанники преодолевают психологические барьеры, развивают коммуникативные способности, повышают мотивацию к познанию мира, ведь необходимо максимальное личное включение в данный процесс.
Период летних каникул располагает большими временными возможностями для организации работы с высокомотивированными воспитанниками. Рекомендуется организовать работу с детьми, заинтересованными в расширении знаний по предметам, в том числе и за счет организации в оздоровительных лагерях различных экспресс-курсов, направленных на расширение знаний по экологии, иностранным языкам, географии, истории, археологии и другим наукам. Высокую эффективность показала и организация работы объединений по интересам для высокомотивированных в учебе воспитанников с задействованием потенциала педагогов-предметников и студентов-практикантов. Следует по мере возможностей развивать и такие востребованные направления, как техническое творчество, робототехника, компьютерное моделирование и др.
Не стоит забывать и об использовании различных форм учебно-исследовательской деятельности воспитанников в условиях оздоровительного лагеря. В основу данных исследований должны быть положены наблюдения за объектами природы, применение на практике знаний, полученных на протяжении учебного года, различные микроисследования, подготовка проектов и т.п.
Для детей младшего школьного возраста необходимо предложить программы, направленные на подготовку воспитанников к изучению предметов в школе. Рекомендуется использование таких форм как «Дни наук» с демонстрацией занимательных опытов, «Клубы юных исследователей», «Интеллектуальные клубы», «Исследовательские лаборатории», «Научные центры» и др.
Стоит обратить внимание на содержание деятельности лагерей по профилям, направлениям деятельности, подготовку и утверждение программ дополнительного образования детей и молодежи по профилю в соответствии с действующим законодательством. При реализации программ дополнительного образования детей и молодежи рекомендуется руководствоваться методическими рекомендациями по организации работы по реализации программ дополнительного образования детей и молодежи в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования в период летней оздоровительной кампании (см. http://zubronok.by/metod_rabota/norm_prav).
При подготовке программы смены лагеря по профилю следует обязательно учитывать то, что профильные приоритеты во многом определяют содержание развлекательных (досуговых) мероприятий в смене. Организованная совместная работа с партнерами, специалистами по профилю в том числе и в дистанционном формате посредством современных информационно-коммуникационных технологий, позволит существенно повысить результативность смены.
При разработке программы смены лагеря труда и отдыха рекомендуется активнее использовать игровые приемы (сюжетно-ролевые игры) для организации жизнедеятельности воспитанников, уделить пристальное внимание четкой организации труда, ежедневному подведению итогов, их гласности и поощрению лучших членов трудовых отрядов. Рекомендуется учредить переходящие вымпелы, предоставлять информацию о своих успехах в средствах массовой информации, оформлять фотохроники, вести летописи трудовых достижений, выпускать газеты, бюллетени, организовывать выставки, выступления агитбригад и другое.
Успех смены возможен только при объединении усилий семьи и воспитательно-оздоровительного учреждения образования. Невозможно заниматься воспитанием подрастающего поколения без взаимодействия с семьей и без воздействия на нее. Содержание работы с семьей состоит в повышении психолого-педагогических знаний родителей и вовлечении родителей в образовательно-оздоровительный процесс.
Среди многообразия форм взаимодействия воспитательно-оздоровительного учреждения образования с семьей наиболее активно сегодня используются сетевые формы взаимодействия: онлайн родительские собрания, создание групп в мессенджерах и социальных сетях, родительские чаты и др.
Интересной формой взаимодействия может стать «Большой семейный совет» – совместное мероприятие родителей и воспитанников в первые дни смены, на котором могут быть обсуждены вопросы взаимодействия при реализации программы смены, озвучены индивидуальные пожелания, создан позитивный настрой на предстоящий отдых и др.
Межведомственное взаимодействие воспитательно-оздоровительных учреждений образования с учреждениями культуры, органами внутренних дел, структурами министерства по чрезвычайным ситуациям и иными государственными структурами должно носить характер постоянного планомерного сотрудничества на протяжении всей оздоровительной кампании.
Особое внимание следует уделить знакомству воспитанников с основами государственной молодежной политики, с деятельностью молодежных и детских общественных организаций и объединений, входящих в Республиканский реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой. С этой целью необходимо обеспечить взаимодействие с отделами идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкомов, первичными районными организациями детских и молодежных общественных объединений.
В воспитательно-оздоровительных учреждениях образования необходимо создать условия для целенаправленного и эффективного воспитания культуры быта и досуга. Особое внимание необходимо уделить воспитанию трудолюбия, формированию навыков самообслуживания, чему способствует распределение обязанностей между членами временного детского объединения, воспитанники учатся самостоятельно наводить порядок в комнатах, ухаживать за комнатными растениями, следить за порядком на отрядном месте, убирать посуду со стола после приема пищи и др.
Для мотивации воспитанников в совершенствовании навыков в быту рекомендуется организовывать конкурсы «На самую лучшую убранную комнату», «Самое аккуратное отрядное место», «Самый аккуратный чемодан» и др. С этой целью рекомендуется ежедневно выставлять оценки за порядок комнат и фиксировать на санитарном экране отряда, ввести информационные рубрики «Как навести порядок», «Реальные лайфхаки», в реализации которого могут принимать участие и сами воспитанники.
В оздоровительных лагерях оправдано создание специальных экологических площадок (например, «Белорусский огород», «Птушыны гай», «Отель для насекомых» и др.) для формирования экологической культуры воспитанников. Проведение прогулок, экскурсий способствуют формированию экологических знаний воспитанников и чувства любви к природе родного края и воспитанию бережного отношения к природному окружению, что является одной из составляющих многогранного понятия гражданско-патриотического воспитания. Формировать представления о влиянии деятельности человека на состояние окружающей среды юным патриотам помогает участие в экоакциях «Капелька», «Живи, родник», «Зеленый дом», «Птичья столовая», «Вторая жизнь», трудовых акциях «Чистый лес», «Экодесант», «Зеленый дом», «Будь природе другом».
Приобщая участников смен к творческому процессу на лоне природы, мы способствуем формированию личного отношения к природе, пониманию человека как части природы. Этому содействуют пленэры и творчески мастерские.
Следует эффективно использовать время нахождения воспитанников в воспитательно-оздоровительном учреждении образования для отработки практических навыков, полученных ими в течение учебного года, в том числе и по экономике. Особое внимание в процессе организации воспитательной работы в воспитательно-оздоровительном учреждении образования рекомендуется обратить внимание на развитие у детей ценностных экономических ориентаций, формирование экономического мышления. Основой для организации данной работы может стать организационно-игровой проект «Большая экономическая игра», объединяющий различные дела, конкурсы, мероприятия и иные формы работы, направленные на актуализацию необходимых экономических знаний воспитанников. Должное внимание должно быть уделено деятельности учебных бизнес-компаний, что позволит воспитанникам получить практические навыки основ предпринимательства и управления, а также будет способствовать профессиональному самоопределению воспитанников, стимулированию предпринимательской деятельности среди подростков.
Особенности социокультурной среды, создаваемой в воспитательно-оздоровительных учреждениях, образуют основу для формирования эстетической культуры личности. Освоение социокультурной среды, создаваемой в воспитательно-оздоровительных учреждениях, предполагает взаимодействие воспитанника с окружающим миром, что активизирует процесс развития эмоционально-чувственной сферы, эстетических переживаний, продуктивного воображения, способствующих формированию эстетического отношения к действительности.
В целях формирования инклюзивной культуры в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования необходимо формировать толерантное отношение к инвалидам и детям с особенностями психофизического развития, милосердие как у воспитанников, так и у педагогов. Особое внимание следует уделять полноценному включению детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития в программу смены, создавая условия для совместной деятельности.
Рекомендуем создать условия для поликультурного воспитания, обеспечив проведение праздников национальных культур, проектов «Все вместе в будущее», «Толерантность – белорусский бренд», «Беларусь – страна национального согласия» и др.
Для разрешения конфликтов, возникающих среди детей, в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования могут создаваться службы примирения (медиации).
Необходимо продолжить планомерную работу по совершенствованию профессионального мастерства педагогов воспитательно-оздоровительных учреждений образования. Перед началом оздоровительной кампании руководитель воспитательнооздоровительного учреждения образования, учреждения образования, иной организации должен организовать работу по подготовке привлекаемых педагогических кадров к работе (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги и др.). Необходимо повышать методический уровень педагогических работников и в период проведения смен, шире привлекать их к поиску новых идей через проведение различных региональных и внутрилагерных педагогических конкурсов как для опытных педагогических работников, так и для только начинающих свою деятельность.
Особую значимость в сложившихся условиях приобретают сетевые формы взаимодействия педагогических кадров, направленные на совершенствование информационно-методического сопровождения деятельности воспитательно-оздоровительных учреждений образования, обеспечение дистанционной коммуникации специалистов системы отдыха и оздоровления, социальных партнеров, представителей педагогической общественности страны и зарубежья.
Для повышения эффективности функционирования воспитательно-оздоровительных учреждений образования необходимо включение организационно-управленческих (организация мониторинга эффективности, создание системы показателей, критериев и индикаторов воспитательного процесса; эффективная координация межведомственного взаимодействия в системе воспитания в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования), кадровых (развитие кадрового потенциала, повышение воспитательной компетентности педагогов), методических (разработка методического обеспечения реализуемых воспитательных программ) и информационных механизмов (организация информационной поддержки в процессе реализации воспитательных программ, усиление воспитательного потенциала медиасредств).
Исполнительным и распорядительным органам на местах необходимо регулировать открытие так называемых «частных лагерей», осуществлять контроль за иными формами работы с детьми, организуемыми юридическими и физическими лицами в каникулярный период, отслеживать содержание их деятельности, оперативно реагировать на поступающие жалобы, принимать необходимые меры в рамках имеющихся полномочий.
Приложение 1
Нормативное правовое обеспечение деятельности воспитательнооздоровительных учреждений образования
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.
2. Указ Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 №542 «О санаторнокурортном лечении и оздоровлении населения»
3. Закон Республики Беларусь «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения».
4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.06.2004 № 662 «О некоторых вопросах организации оздоровления детей»
5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006 № 1478 «Об утверждении Концепции санаторнокурортного лечения и оздоровления населения Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь»
6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.06.2010 № 958 «Об утверждении Положения о порядке организации и финансирования временной трудовой занятости молодежи, обучающейся в учреждениях образования, в свободное от учебы время»
7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров»
8. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19.07.2011 № 89 «Об утверждении Положения о воспитательнооздоровительном учреждении образования»
9. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 17.07.2007 № 35а «Об утверждении Инструкции об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях»
10. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2012 № 50 «Об утверждении Положения о педагогическом совете образовательнооздоровительного центра, оздоровительного лагеря»
11. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.03.2008 № 53 «Об утверждении перечня медицинских противопоказаний к оздоровлению»
12. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.09.2019 № 663 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации санаторно-курортных и оздоровительных организаций»
13. Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 26.05.2011 № 9 «Об утверждении Положения о спортивнооздоровительном лагере»
14. Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 10.07.2007 № 17 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения инструктажа о соблюдении правил личной безопасности туриста, экскурсанта»
15. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.06.2013 № 67 «Об установлении списка работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»
16. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13.10.2010 № 134 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную»
17. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15.10.2010 № 144 «Об установлении перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет»
18. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.04.2013 № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования»
19. Письмо Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.03.2019 № 3315/4833 «По обеспечению летних оздоровительных лагерей лекарственными средствами и медицинскими изделиями»
20. Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторнокурортному лечению населения от 22.05.2018 № 30-о «Об утверждении примерных штатных нормативов численности работников оздоровительных лагерей с круглосуточным пребыванием детей»
21. Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 29.03.2021 № 10-о «Об утверждении плановых объемов оздоровления детей в лагерях на 2021 год»
22. Приказ Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения от 29.03.2021 № 9-о «Об установлении размеров средств республиканского бюджета на удешевление стоимости одной путевки в лагеря с круглосуточным и дневным пребыванием детей в 2021 году»
23. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 6 сентября 2017 г. № 123 «Об утверждении типовых программ дополнительного образования детей и молодежи»
24. Программы воспитания детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе
25. Программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении
26. Концепция детского отдыха и оздоровления