Адукацыя і выхаванне, верасень 2019, №9 (333)
Проектная деятельность как форма допрофильной педагогической работы с учащимися
Татьяна Васильевна Жукова,
заместитель директора по учебной работе средней школы № 3 г. Смолевичи
Алла Анатольевна Коротыш,
преподаватель факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию» средней школы № 3 г. Смолевичи
В статье представлена проектная деятельность как форма допрофильной педагогической работы с учащимися на примере подготовки к участию в мероприятиях, проводимых на базе Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка (форсайт-форум «Будущие педагоги — о технологиях подготовки успешного педагога», научный Stand Up). Особое внимание уделено роли учащихся педагогических и экспериментальных групп школы в осуществлении исследовательских проектов.
The project activity as a form of pre-service pedagogical work with students is described in this article as an example of preparing for republican events of Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank (the foresight forum "Future teachers — about the technologies of training a successful teacher", scientific Stand Up). Particular attention is paid to the role of students of pedagogical and experimental groups of the school in the implementation of research projects.
Ключевые слова: допрофильная педагогическая подготовка, метод проектов, стартап, векторное моделирование образовательной среды, творческая среда, карьерная среда, обобщённость, устойчивость, эмоциональность, когерентность.
Keywords: pre-service pedagogical training, project method, start-up, vector modeling of the educational environment, creative environment, career environment, generalization, stability, emotionality, coherence.
Эффективность системы непрерывного педагогического образования обеспечивается в том числе целенаправленной работой с учащимися X—XI классов по подготовке их к осознанному выбору профессии педагога [1], а также допрофильной педагогической подготовкой учащихся V—IX классов к профильному обучению педагогической направленности на III ступени общего среднего образования [2].
Средняя школа № 3 г. Смолевичи на протяжении 2016—2019 годов принимала участие в реализации республиканского экспериментального проекта «Апробация модели допрофильной педагогической подготовки на II ступени общего среднего образования», в ходе которого применялась новая система допрофильной педагогической подготовки учащихся. Данная система включает три направления работы (с педагогами, учащимися, их законными представителями) и предполагает использование разнообразных форм, методов и технологий [3]. Одним из наиболее эффективных направлений допрофильной и профильной педагогической работы, которое объединяет всех субъектов образовательного процесса в достижении общих целей, является проектная деятельность (метод проектов) [4].
В школе широко использовался метод проектов различного масштаба: от мини-проектов («Лучшая визитка школы», «Наши достижения», «Школа вчера, сегодня и завтра…», «Хобби моего учителя», «Я вчера, сегодня и завтра…», «Территория Мумитроллинга», «Видеопослание ветерану», «Я — учитель! Идеальный учитель моими глазами!» и др.) до региональных («Портрет участника II Республиканской научно-практической конференции «Педагогические классы: опыт и перспективы», «Технология подготовки успешного педагога», «Экспертиза школьной среды»). Например, для подготовки к форсайт-форуму учащихся профильных классов педагогической направленности «Будущие педагоги — о технологиях подготовки успешного педагога», который проводился в апреле 2018 года в рамках Декады студенческой науки на базе Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка (БГПУ), учащимися педагогической и экспериментальных групп школы был выполнен прикладной проект. Результат данной работы — авторская обучающая модель «Плитка» — был представлен на очном этапе форсайт-форума спикер-делегатом команды.
Выполнение данного проекта требовало чёткого алгоритма действий:
- формирование творческой группы из числа педагогов, учащихся, их законных представителей, которая определяется преимущественно учащимися;
- назначение ответственного педагога, который извне регулирует ход работы и разрешает спорные ситуации;
- чёткое распределение функциональных обязанностей внутри группы;
- установление временных рамок выполнения задания;
- перераспределение обязанностей в случае необходимости;
- синтез выполненных блоков в единый продукт;
- определение спикер-делегата.
Учащиеся педагогической и экспериментальных групп считают: обучающую модель «Плитка» можно использовать для подготовки успешных педагогов. Преимущества реализации данной модели в следующем. Во-первых, она позволяет объединить большой объём информации из разных областей знаний в единую систему, состоящую из отдельных микрокурсов. В соответствии с данной обучающей моделью важно осуществить подбор актуальных для конкретного человека теоретических микрокурсов. В овладении теорией поможет онлайн-обучение.
Во-вторых, обучение представляет собой не усвоение знаний ради знаний, а приобретение знаний для создания социально значимого продукта, например стартапа [5]. Ключевой момент стартапа — кратковременность проекта, который позволяет объединить для решения общих задач людей из разных профессиональных областей и получить при этом уникальный результат. Таким образом, каждому члену группы отводится индивидуальная задача, решить которую быстро и качественно поможет система обучающих микрокурсов.
В-третьих, в ходе реализации модели происходит слияние идей: группа пошагово продвигается вперёд, проводит экспертную оценку промежуточных результатов и корректирует индивидуальные задачи. Неотъемлемой частью таких стартапов являются психологические тренинги. Учащиеся убеждены, что данная модель обучения учитывает плюсы и риски образовательных трендов будущего. Именно так личностные достижения каждого могут стать предпосылкой для решения глобальных проблем.
С целью подготовки к другому мероприятию — научному Stand Up, проводившемуся в рамках Декады студенческой науки в БГПУ в апреле 2019 года, учащимися школы выполнена исследовательская проектная работа по изучению образовательной среды учреждения образования.
Образовательная среда — система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [6]. Педагогическая группа оценивала образовательную среду с разных позиций: учащихся и педагогов. Исследование осуществлялось по методике векторного моделирования образовательной среды В. А. Ясвина, которая предполагает построение системы координат, состоящей из двух осей: «свобода — зависимость» и «активность — пассивность». Наличие или отсутствие в образовательной среде условий и возможностей для развития активности и личностной свободы ребёнка является критериальным показателем. Образовательная среда может быть отнесена к одному из четырёх основных типов: «догматическая среда», «карьерная среда», «безмятежная среда», «творческая среда» [6].
С помощью методики получены первичные данные от трёх экспертных групп членов школьного сообщества (руководство, опытные педагоги, молодые специалисты). Согласно опросу, для учащихся средней школы № 3 г. Смолевичи образовательная среда — это «семейная среда маленькой, но крепкой и сплочённой школы, где все знают и переживают радости и неприятности друг друга».
Интерес представляет схожесть экспертных оценок образовательной среды со стороны опрошенных субъектов образовательного процесса. Согласно результатам опроса, представленным на рисунках 1—3, образовательная среда школы — творческая и карьерная. Она характеризуется свободой и активностью учащихся, которые деятельностны, мотивированы и не только берут из среды то, что им предлагается, но и сами организуют различные развивающие возможности.
Единство командной творческой мысли — новое прочтение формата школьной жизни как творческой и карьерной среды. Остановимся кратко на количественных показателях оценки школьной среды (рис. 4): молодые специалисты продемонстрировали значительный отрыв по показателю обобщённости. Молодой педагог — не значит неопытный, он имеет право и возможность использовать свои инициативные намерения, которые одобряются руководством, в среде, где есть чёткая концепция деятельности. Отмечается включённость молодых учителей вместе с педагогической группой и волонтёрским отрядом в соуправление. Для опытных педагогов характерен показатель высокой устойчивости. Они являются фундаментом школы, так как энергия, активность, мобильность и нестандартность молодых специалистов и педагогической группы, которые являются источником оригинальных предложений и свежих идей, позволяют им качественно выполнять основную часть работы. Отсюда и высокий показатель эмоциональности и когерентности руководства, так как разделение функциональных обязанностей строится по принципу скоординированной природосообразности и эргономичности, но самое главное — на основе естественности и добровольности индивидуального выбора. Руководство большое значение придаёт взаимоотношению школы с внешним окружением, социализации учащихся, не позволяет коллективу замыкаться на внутренних проблемах.
Полученные в исследовательском проекте результаты позволят руководству учреждения образования выработать конкретную стратегию и программу развития школьной среды с целью усиления доли творческой составляющей образовательной среды. Тем самым доказывается включённость всех субъектов образовательного процесса, в том числе и учащихся педагогической и экспериментальной групп, в соуправление данным процессом.
Таким образом, широко используемый в школе метод проектов в допрофильной и профильной педагогической подготовке учащихся демонстрирует эффективность профориентационной работы, а именно:
- позволяет учащимся, имеющим возможность применять собственный опыт на практике и осваивать опосредующие педагогическую деятельность нормы, правила, ценности, получить достаточную информацию о педагогической профессии, путях её получения;
- обеспечивает наличие у каждого субъекта образовательного процесса собственного профессионального плана и его последовательное вхождение в профессиональное сообщество, в котором осуществляется система социальных взаимодействий (учащийся (дублёр педагога) — учащиеся, педагог — учащиеся, педагог — педагоги, педагог — законный представитель учащихся, педагог — руководство);
- обеспечивает школьнику необходимый уровень самопознания, так как в центре творческой деятельности находится учащийся, который демонстрирует свою компетентность.
Список цитированных источников
- Жук, А. И. Подготовка будущего педагога начинается в школе / А. И. Жук, А. В. Позняк // Адукацыя і выхаванне. — 2015. — № 8. С. 6—11.
- Гордиенко, И. В. Профессиональная ориентация и педагогическое сопровождение профильной и предпрофильной подготовки обучающихся к выбору педагогической профессии: региональный аспект / И.В. Гордиенко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2017. — Т. 6. — № 4(21). — С. 50—53.
- Позняк, А. В. Основы педагогической профилизации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования / А. В. Позняк // Адукацыя і выхаванне. — 2016. — № 8. — С. 14—20.
- Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии / Н. И. Запрудский. — Минск : Вышэйшая школа, 2003. — 288 с.
- Что такое стартап? [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://constructorus.ru/finansy/chto-takoe-startap.html. — Дата доступа : 15.06.2019.
- Ясвин, В. А. Экспертиза школьной образовательной среды / В. А. Ясвин, М. А. Ушакова. — М. : Сентябрь, 2000. — 128 с.