Новости проекта
Система перешла на новый 2018/2019 учебный год
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Большая конференция "Родительское собрание"
Голосование
Какое название для технологии (модели) образования будущего вам нравится?
Всего 14 человек
Голосование
Нужна ли единая школьная форма?
Всего 53 человека
Голосование
Какие факторы являются для Вас основными при выборе одежды делового стиля (формы)?
Всего 47 человек

Современный урок

Дата: 7 февраля в 18:16

ПРИЗНАКИ И УСЛОВИЯ

ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО  УРОКА

КАК ПОДГОТОВИТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

Урок–это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задачи, содержание, формы, методы, средства, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся.

Урок–главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы  этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой.

ПРИЗНАКИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

1.Урок должен быть направлен на выполнение социального заказа общества.

2.Вся деятельность учителя и учащегося должна осуществляться с учетом  новейших достижений психологической науки и передовой педагогической  практики.

3.Наличие цели.

4.Постановка и решение познавательных, развивающих и воспитательных задач.

5.Деятельностный подход в обучении.

6.Изменение соотношение функций учителя и учащихся в учебном процессе.

7.Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их  инициативы и творчества.

8.Оптимизация содержания обучения.

9.Комплексный подход к организации учебного процесса.

10.Совершенная структура урока.

11.Соотношение рационального и эмоционального на уроке.

12.Единство формирования знаний, умений и навыков учащихся (практических, умственных, специальных и общих) на трех уровнях.

13.Вычленение учебных задач и создание на уроке разнообразных учебных ситуаций.

14.Оперативная обратная связь.

15.Высокий, но посильный темп урока.

16.Эмоциональный подъем на уроке.

17Наличие благоприятного психологического микроклимата.

УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА

Социально-педагогические

  1. Наличие квалифицированного, творчески работающего учителя с хорошей научной, дидактической и  методической подготовкой.

2.Наличие сплоченного, дружного коллектива учащихся .

3.Наличие хорошей учебно-материальной базы (учебник, учебно-методические комплекты и наглядные пособия, ТСО, оборудованное классное  помещение).

4.Наличие благоприятного  психологического микроклимата, хороших отношений между учащимися и учителем, основанных на взаимном уважении,   на любви педагога к детям.    

Психолого-дидактические

1.Соблюдение психологических принципов и правил организации учебно-познавательного процесса.

2.Высокий уровень обученности учащихся, соответствующий моменту, этапу обучения.

3.Наличие достаточного уровня сформированности мотивов обучения, обеспечивающего интерес учащихся к самостоятельной познавательной   деятельности.

4.Применение активных форм и методов обучения.

5.Система работы по развитию умственных и познавательных способностей учащихся.

6.Целенаправленная работа по предупреждению отставания учащихся, по профилактике их неуспеваемости.

7.Научная организация педагогического труда, труда учащихся.

ДОСТОИНСТВА КЛАССНО-УРОЧНОЙ СИСТЕМЫ

1.Равномерное прохождение учебного материала в логической  последовательности в рамках отведенного учебного времени.

2.Четкая организованность учебной работы.

3.Планомерное осуществление руководства учителем образования,   воспитания и развития учащихся.

4.Организация учебной работы с учетом психологических особенностей   овладения знаниями, умениями и навыками в их единстве с формированием   личности.

5.Возможность знания учителем учащихся, ими учителя, а также друг друга.

6.Чередование труда и отдыха, способствующего внесению ритмичности и четкости в работу всего учреждения образования.

7.Обеспечение развития индивидуальных способностей каждого учащегося, а также необходимых коллективистских отношений.

НЕДОСТАТКИ КЛАССНО-УРОЧНОЙ СИСТЕМЫ

 1.Сложность осуществления индивидуального подхода к учащимся.

2.Ограниченная возможность работать с учащимся с высокими индивидуальными способностями.

3.Трудность получения своевременной обратной связи об уровне усвоения учебного материала учащимися.

4.Ориентация учителя на учащегося среднего уровня возможностей и подготовленности.

5.Усреднение темпа прохождения учебного материала.

НЕДОСТАТКИ ТРАДИЦИОННОГО УРОКА

(объяснительно-иллюстративного типа обучения)

       1.Построенный урок по схеме: «опрос – объяснение – закрепление» не обеспечивает условия реализации идей принципа развивающего обучения, так как ориентирует учащихся на усвоение знаний и не гарантирует их развитие, не ориентирует на самостоятельную познавательную деятельность.

       2.Урок нацелен на формирование у учащихся суммы научных знаний без учета закономерностей развития мыслительной деятельности, которая не отражена даже в структуре урока в плане.

       3.Преобладает целевая установка, направленная на деятельность учителя (опросить, объяснить, закрепить, и т.д.), она не включает деятельность учащихся (их деятельность подразумевается).

Основное внимание сконцентрировано на результат, достигнутый учащимися, в процессе их обучения, протекание мыслительной деятельности, формирование умственных действий и переход их во внутренние глубокие свернутые связи, в то же время готовые к применению, остаются без должного внимания.

ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ

  1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ:

     1.Четкое формулирование образовательных задач и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.

     2.Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащегося.

     3.Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах.

     4.Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля. Их оптимального воздействия на каждом этапе урока. Выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в обучении учащихся.

     5.Реализация на уроке всех дидактических принципов.

     6.Создание условий для успешного обучения учащихся.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ:

1.Психологическая цель урока:

 1)проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного  

  учебного предмета и конкретного урока;

2) учет в целевой установке урока психологической задачи, изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

3)учёт отдельных средств психолого-педагогического воздействия,

  методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

  1. 2.Стиль урока:

  1)определение содержания и структуры урока в соответствии с       принципами развивающего обучения:

   - соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

   - определение объема воспроизводящей и творческой деятельности;

   - учет контроля, анализа и оценки деятельности учащегося, осуществляемых  

   учителем, а также взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа     учащихся;

    - соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии,   вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой,  

   установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению    трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания,   нотации и т.п.).

         2) особенности самоорганизации учителя:

    - подготовленность к уроку – главное осознание психологической цели и      внутренняя готовность к ее осуществлению;

    - рабочее самочувствие в начале и в ходе урока (собранность,   энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели,   педагогическая находчивость и др.);

    - педагогический такт;

- психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

3. Организация познавательной деятельности учащихся:

       1) определения мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

- планирование путей восприятия учащимися изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

- использование установок в форме убеждения, внушения;

- планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

- использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся  ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятья новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению).

       2) организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:

- определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных  представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», выводов).

-опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий уровня понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображения учащихся;

- планирования приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создания преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнения заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

- руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного в обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

- использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучению отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформление работы);

  3) закрепление результатов работы:

- формирование навыков путем упражнений;

- обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

4) Организованность учащихся:

1) отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;

2) возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих    обстоятельств при определении  сочетание индивидуальных, групповых и     фронтальных форм работы учащихся на уроке.

5) Учет возрастных особенностей учащихся:

1) планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

2) проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

3) диффе6ренцированный подход к сильным и слабым ученикам.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

     1) температурный режим;

     2) физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания и т.п.);

     3) освещение;

     4) предупреждение утомления и переутомления;

     5)чередования видов деятельности (смена слушания выполнения            вычислительных графических и практических работ);

     6) своевременное и качественное проведение физкультминуток;

     7) соблюдения правильной рабочей позы учащего;

     8) соответствие росту школьника классной мебели.

ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

  1. урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

     2) темп и ритм урока должен быть оптимальным, действия учителя и учащихся – завершенными;

     3) необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

     4) доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

     5) по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

     6) обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;

     7) учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.

Как же построить современный урок?

Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей интерес, подлинную увлечённость, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведённые ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:

           I. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

–      чётко определить и сформулировать для себя его тему;

–      определить место темы в учебном курсе;

–      определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

–      и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок сквозь призму перспективы своей деятельности.

         II. Определить и чётко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитательные функции урока.

        III. Спланировать учебный материал урока.

Для этого надо:

         Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идёт о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

         Подобрать учебные задания, целью которых является:

–      узнавание нового материала;

–      воспроизведение;

–      применение знаний в знакомой ситуации;

–      применение знаний в незнакомой ситуации;

–      творческий подход к знаниям.

         Упорядочить задания в соответствии с принципом «от простого к    сложному».

         Составить три набора заданий:

–      задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

–      задания, способствующие осмыслению материала учеником;

–      задания, способствующие закреплению материала учеником.

                 IV. Продумать «изюминку» урока.

         Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда всё забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже изученному и пр.

 V. Сгруппировать отобранный учебный материал.

     Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

      VI. Контролировать деятельность учащихся на уроке:

–      что контролировать;

–      как контролировать;

–      как использовать результаты контроля.

         При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче   увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся  подлинный интерес к их работе.

     VII. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить, всё ли работает. Продумать вид классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

    VIII. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.

       IX. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока?

Конспект должен содержать три основные части:

–      формальную;

–      содержательную;

–      аналитическую.

                  Формальная часть выглядит так:

Урок №                                              Дата

Тема:

Цель:

Задачи:

обучающие –

развивающие –

воспитывающие –

Оборудование:

                    1. ____________________________

                      2. ____________________________

                      3. ____________________________

                      Последовательность отдельных этапов урока

К примеру:

Организация – 1 мин.

Самостоятельная работа – 10 мин.

Новый материал – 20 мин.

Демонстрация фильма – 5 мин.

Закрепление – 7 мин.

Задание на дом – 2 мин.

Литература:  

                   1. ____________________________

                   2. ____________________________

                   3. ____________________________

(с указанием страниц)

                  

                   Содержательная часть – состоит из двух частей:

         1) тексты всех заданий, новый учебный материал, решающие задачи, рекомендации по выполнению домашнего задания. Особенное внимание обратить на то, что вопросы учителя в конспекте были выделены другим цветом;

         2) таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают ученики и учитель. Она может выглядеть так:

Этапы урока

Ученики

Учитель

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.