ПРИЗНАКИ И УСЛОВИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
КАК ПОДГОТОВИТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК
Урок–это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задачи, содержание, формы, методы, средства, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся.
Урок–главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой.
ПРИЗНАКИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
1.Урок должен быть направлен на выполнение социального заказа общества.
2.Вся деятельность учителя и учащегося должна осуществляться с учетом новейших достижений психологической науки и передовой педагогической практики.
3.Наличие цели.
4.Постановка и решение познавательных, развивающих и воспитательных задач.
5.Деятельностный подход в обучении.
6.Изменение соотношение функций учителя и учащихся в учебном процессе.
7.Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их инициативы и творчества.
8.Оптимизация содержания обучения.
9.Комплексный подход к организации учебного процесса.
10.Совершенная структура урока.
11.Соотношение рационального и эмоционального на уроке.
12.Единство формирования знаний, умений и навыков учащихся (практических, умственных, специальных и общих) на трех уровнях.
13.Вычленение учебных задач и создание на уроке разнообразных учебных ситуаций.
14.Оперативная обратная связь.
15.Высокий, но посильный темп урока.
16.Эмоциональный подъем на уроке.
17. Наличие благоприятного психологического микроклимата.
УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА
Социально-педагогические
- Наличие квалифицированного, творчески работающего учителя с хорошей научной, дидактической и методической подготовкой.
2.Наличие сплоченного, дружного коллектива учащихся .
3.Наличие хорошей учебно-материальной базы (учебник, учебно-методические комплекты и наглядные пособия, ТСО, оборудованное классное помещение).
4.Наличие благоприятного психологического микроклимата, хороших отношений между учащимися и учителем, основанных на взаимном уважении, на любви педагога к детям.
Психолого-дидактические
1.Соблюдение психологических принципов и правил организации учебно-познавательного процесса.
2.Высокий уровень обученности учащихся, соответствующий моменту, этапу обучения.
3.Наличие достаточного уровня сформированности мотивов обучения, обеспечивающего интерес учащихся к самостоятельной познавательной деятельности.
4.Применение активных форм и методов обучения.
5.Система работы по развитию умственных и познавательных способностей учащихся.
6.Целенаправленная работа по предупреждению отставания учащихся, по профилактике их неуспеваемости.
7.Научная организация педагогического труда, труда учащихся.
ДОСТОИНСТВА КЛАССНО-УРОЧНОЙ СИСТЕМЫ
1.Равномерное прохождение учебного материала в логической последовательности в рамках отведенного учебного времени.
2.Четкая организованность учебной работы.
3.Планомерное осуществление руководства учителем образования, воспитания и развития учащихся.
4.Организация учебной работы с учетом психологических особенностей овладения знаниями, умениями и навыками в их единстве с формированием личности.
5.Возможность знания учителем учащихся, ими учителя, а также друг друга.
6.Чередование труда и отдыха, способствующего внесению ритмичности и четкости в работу всего учреждения образования.
7.Обеспечение развития индивидуальных способностей каждого учащегося, а также необходимых коллективистских отношений.
НЕДОСТАТКИ КЛАССНО-УРОЧНОЙ СИСТЕМЫ
1.Сложность осуществления индивидуального подхода к учащимся.
2.Ограниченная возможность работать с учащимся с высокими индивидуальными способностями.
3.Трудность получения своевременной обратной связи об уровне усвоения учебного материала учащимися.
4.Ориентация учителя на учащегося среднего уровня возможностей и подготовленности.
5.Усреднение темпа прохождения учебного материала.
НЕДОСТАТКИ ТРАДИЦИОННОГО УРОКА
(объяснительно-иллюстративного типа обучения)
1.Построенный урок по схеме: «опрос – объяснение – закрепление» не обеспечивает условия реализации идей принципа развивающего обучения, так как ориентирует учащихся на усвоение знаний и не гарантирует их развитие, не ориентирует на самостоятельную познавательную деятельность.
2.Урок нацелен на формирование у учащихся суммы научных знаний без учета закономерностей развития мыслительной деятельности, которая не отражена даже в структуре урока в плане.
3.Преобладает целевая установка, направленная на деятельность учителя (опросить, объяснить, закрепить, и т.д.), она не включает деятельность учащихся (их деятельность подразумевается).
Основное внимание сконцентрировано на результат, достигнутый учащимися, в процессе их обучения, протекание мыслительной деятельности, формирование умственных действий и переход их во внутренние глубокие свернутые связи, в то же время готовые к применению, остаются без должного внимания.
ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ
1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ:
1.Четкое формулирование образовательных задач и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.
2.Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащегося.
3.Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах.
4.Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля. Их оптимального воздействия на каждом этапе урока. Выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в обучении учащихся.
5.Реализация на уроке всех дидактических принципов.
6.Создание условий для успешного обучения учащихся.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ:
1.Психологическая цель урока:
1)проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного
учебного предмета и конкретного урока;
2) учет в целевой установке урока психологической задачи, изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
3)учёт отдельных средств психолого-педагогического воздействия,
методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
- 2.Стиль урока:
1)определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:
- соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
- определение объема воспроизводящей и творческой деятельности;
- учет контроля, анализа и оценки деятельности учащегося, осуществляемых
учителем, а также взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
- соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой,
установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).
2) особенности самоорганизации учителя:
- подготовленность к уроку – главное осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;
- рабочее самочувствие в начале и в ходе урока (собранность, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, педагогическая находчивость и др.);
- педагогический такт;
- психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).
3. Организация познавательной деятельности учащихся:
1) определения мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
- планирование путей восприятия учащимися изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
- использование установок в форме убеждения, внушения;
- планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
- использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятья новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению).
2) организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:
- определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», выводов).
-опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий уровня понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображения учащихся;
- планирования приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создания преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнения заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
- руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного в обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
- использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучению отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформление работы);
3) закрепление результатов работы:
- формирование навыков путем упражнений;
- обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.
4) Организованность учащихся:
1) отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;
2) возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы учащихся на уроке.
5) Учет возрастных особенностей учащихся:
1) планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
2) проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
3) диффе6ренцированный подход к сильным и слабым ученикам.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ
1) температурный режим;
2) физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания и т.п.);
3) освещение;
4) предупреждение утомления и переутомления;
5)чередования видов деятельности (смена слушания выполнения вычислительных графических и практических работ);
6) своевременное и качественное проведение физкультминуток;
7) соблюдения правильной рабочей позы учащего;
8) соответствие росту школьника классной мебели.
ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
- урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
2) темп и ритм урока должен быть оптимальным, действия учителя и учащихся – завершенными;
3) необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
4) доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
5) по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
6) обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;
7) учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.
Как же построить современный урок?
Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей интерес, подлинную увлечённость, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведённые ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:
I. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:
– чётко определить и сформулировать для себя его тему;
– определить место темы в учебном курсе;
– определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
– и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок сквозь призму перспективы своей деятельности.
II. Определить и чётко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитательные функции урока.
III. Спланировать учебный материал урока.
Для этого надо:
Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идёт о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
Подобрать учебные задания, целью которых является:
– узнавание нового материала;
– воспроизведение;
– применение знаний в знакомой ситуации;
– применение знаний в незнакомой ситуации;
– творческий подход к знаниям.
Упорядочить задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».
Составить три набора заданий:
– задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
– задания, способствующие осмыслению материала учеником;
– задания, способствующие закреплению материала учеником.
IV. Продумать «изюминку» урока.
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда всё забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже изученному и пр.
V. Сгруппировать отобранный учебный материал.
Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
VI. Контролировать деятельность учащихся на уроке:
– что контролировать;
– как контролировать;
– как использовать результаты контроля.
При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес к их работе.
VII. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить, всё ли работает. Продумать вид классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
VIII. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.
IX. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока?
Конспект должен содержать три основные части:
– формальную;
– содержательную;
– аналитическую.
Формальная часть выглядит так:
Урок № Дата
Тема:
Цель:
Задачи:
обучающие –
развивающие –
воспитывающие –
Оборудование:
1. ____________________________
2. ____________________________
3. ____________________________
Последовательность отдельных этапов урока
К примеру:
Организация – 1 мин.
Самостоятельная работа – 10 мин.
Новый материал – 20 мин.
Демонстрация фильма – 5 мин.
Закрепление – 7 мин.
Задание на дом – 2 мин.
Литература:
1. ____________________________
2. ____________________________
3. ____________________________
(с указанием страниц)
Содержательная часть – состоит из двух частей:
1) тексты всех заданий, новый учебный материал, решающие задачи, рекомендации по выполнению домашнего задания. Особенное внимание обратить на то, что вопросы учителя в конспекте были выделены другим цветом;
2) таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают ученики и учитель. Она может выглядеть так:
Этапы урока |
Ученики |
Учитель |