«ХАКАТОН» - НОВЫЙ ФОРМАТ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОФИЛЬНОЙ И ДОПРОФИЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Т.В.Жукова,
Государственное учреждение образования
«Средняя школа №3 г.Смолевичи»
В статье приводится пример использования нового по формату мероприятия «хакатон» по профильной и допрофильной педагогической подготовке учащихся, которое направлено на укрепление командного духа всех субъектов образовательного процесса, позволяет участникам попробовать себя в новой роли, обеспечивает возможностью сотрудничества между участниками из разных команд для создания нового коллективного продукта.
Сомнений масса у меня.
«Кем стать?» – одно из многих.
И как нарочно, вся родня,
От близких до далёких,
Лишь только встретят, невзначай
Вопрос спешат задать:
«Ну, кем ты станешь, отвечай?
Пора, дружочек знать!» …
Елена Понкратова
Качественной допрофильной педагогической подготовке учащихся в ГУО «Средняя школа №3 г.Смолевичи» способствует системная работа по реализации профориентационных проектов.
Одним из результатов школьного педагогического проекта «Внедрение профориентационной работы в урочную и внеурочную деятельность младших школьников (2012-2016 гг.)» стало создание серии интерактивных тестов для младших школьников, которые и сегодня успешно используются в профориентационной работе на I ступени общего среднего образования. За три года плодотворной и интересной работы над республиканским экспериментальным проектом «Апробация модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования (2016-2019 гг.)» учащиеся активно себя проявили в организации и проведении следующих мероприятий: круглый стол с педагогами-ветеранами школы; профессиональные пробы; волонтерская деятельность в оздоровительных лагерях, новогодние праздники для учащихся ЦКРОиР и СПЦ Смолевичского района, вечера встречи школьных друзей; организация и участие в деловых играх; подвижные перемены; участие в форсайт-форуме «Будущие педагоги – о технологиях подготовки успешного педагога» и научном Stand Up. Успешной оказалась и проектная работа учащихся. Наиболее значимыми и запоминающимися мини-исследованиями с точки зрения учащихся являются те, над которыми работали целым отрядом, командой: «Портрет участника II Республиканской научно-практической конференции «Педагогические классы: опыт и перспективы»» (2017), «Один день в детском коллективе «Территория Мумитроллинга»» (2019), «Экспертиза школьной среды» (2019); «Видеопослание ветерану» (2019) и др. Одним из качественных показателей экспериментальной работы на протяжении трех лет является стабильность зачисления учащихся, прошедших допрофильную педагогическую подготовку, в профильные классы (2017 – 9 человек; 2018 – 14 человек; 2019 – 6 человек) и, как следствие, поступление в педагогические вузы.
Для создания в школе развивающей образовательной среды, способствующей формированию у учащихся 5-9-х классов готовности к осознанному выбору профильного обучения педагогической направленности в старших классах, с 2019 года коллектив школы работает по реализации инновационного проекта «Внедрение модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования (2019-2022 гг.)». В 2019 году коллективом школы принята следующая модель работы (инфраструктура проекта):
- Организация факультативных занятий «Учись учиться», «Познай себя» для учащихся 5-6 классов (девиз «Я-учусь»).
- Организация факультативных занятий «Семейная педагогика», «Педагогические роли учителя», «Искусство практического человековедения» для учащихся 7-9 классов (девиз «Я-действую»).
- Организация профильного обучения и факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию» для учащихся 10-11 классов (девиз «Я-учу»).
- Формирование старткоманды педагогического отряда.
Тип межличностного взаимодействия |
5-6 классы |
7-9 классы |
10-11 классы |
Я – другой человек |
Я учусь взаимодействовать с другим человеком |
Я взаимодействую с другим человеком |
Я учу взаимодействовать с другим человеком |
Я – малая группа |
Я учусь взаимодействовать с малой группой |
Я взаимодействую с малой группой |
Я учу взаимодействовать с малой группой |
Я –коллектив |
Я учусь взаимодействовать с коллективом |
Я взаимодействую с коллективом |
Я учу взаимодействовать с коллективом |
Волонтерская педагогическая старткоманда формируется из учащихся 5 – 9 классов, посещающих факультативные занятия, учащихся педагогических групп и всех желающих. Поэтому состав команды в течение года гибкий, но относительно стабильный. Старткоманда обозначается соответствующими «значками-беджами» и «ведет» разработанные творческой группой «дневнички» (5 – 9 классы) и «зачетки» (10 – 11 классы), в которых фиксирует ход и результат выполненных заданий.
Для решения определенных задач, то есть активностей, направленных на достижение общего результата, могут привлекаться учащиеся начальных классов, которые не входят в состав старткоманды, однако выполняют отдельные поручения под руководством и с помощью педагогической группы, учителя или педагога-организатора. В качестве примера можно привести республиканскую дистанционную игру ««Пароль-октябрёнок»: образовательный веб-квест «Покорители вершин»». Команда учащихся 4-ого класса (2018/2019 учебный год) успешно преодолела семь вершин, одной из которых была вершина «трудкрут». Они подобрали пословицы о профессиях, которые вызвали наибольший интерес. Не удивительно, что на первом месте находится профессия учителя («почитай учителя, как родителя; ученику — удача, учителю — радость; по ученику и об учителе судят; учи других и сам научишься; высоко дело учительства, но и трудно оно; только уважая учителя, сам станешь учителем» и др.), человека, который на I ступени общего среднего образования играет для учащегося первостепенное значение и является значимой фигурой в формировании профессионального самоопределения, особенно отношения к педагогической профессии. Сегодня эти учащиеся уже успешно изучают программу факультативных занятий «Учись учиться» и являются активистами старткоманды педагогического отряда.
Согласно школьному опросу учащихся, развивающая и интересная та образовательная среда, которая полна мероприятий «нового формата». Поэтому творческой группой было принято решение начать работу по реализации инновационного проекта с нового нестандартного мероприятия, которое должно отвечать следующим требованиям: направлять на укрепление командного духа всех субъектов образовательного процесса, позволять участникам попробовать себя в новой роли, быть гибким, являться не соревнованием, а возможностью сотрудничества между участниками из разных команд для создания нового коллективного продукта [1].
Данным требованиям отвечает формат мероприятия «хакатон», который привычен в IT-сообществе для создания полноценного программного обеспечения, однако может быть предназначен для образовательных или социальных целей [2].
Как правило, «хакатон» носит внешний характер (мероприятие, во время которого специалисты из разных областей разработки программного обеспечения сообща работают над решением какой-либо проблемы), однако может быть реализован полностью внутри какого-либо одного учреждения, в нашем случае, школы. Наш опыт проведения первого внутреннего хакатона вылился в организацию мини-проекта «Главней всего погода в школе…». Его участниками стали стартгруппы 5-9 классов и учащиеся педагогических групп 10-11 классов. Всего 6 команд. Не забыли про обратную связь от экспертов, в качестве которых выступили группы педагогов и родителей. Реализация данного мероприятия включала следующие этапы:
- постановка цели;
- командная работа по созданию положительной эмоциональной атмосферы в школе (используется любая доступная информация);
- демонстрация на доске объявлений командной идеи;
- внесение корректив в разработки друг друга;
- фильтрация подходящего материала, синтез схожих предложений;
- планирование по реализации коллективного творческого продукта.
В результате «хакатона» был составлен алгоритм работы всей старткоманды педагогического отряда по созданию благоприятной школьной среды в течение года:
формулировка оригинальных названий месяцев (старткоманда 5 класса);
подбор дизайн-оформления месяца в зависимости от его названия (6 класс);
составление девиза, отражающего сущность нестандартного названия (7 класс);
оформление школы в соответствующей названию тематике (8 класс);
оформление музыкального сопровождения, отражающего название каждого месяца (9 класс).
Например, месяц октябрь назвали «РОДНЫМ». Учащиеся объясняют это праздниками, которые посвящены самым близким для них людям: маме, учителю, бабушке, дедушке. Одним из девизов «РОДНОГО» месяца выбрали следующие строки «Напомните же близким и родным, что мыслями и сердцем рядом будете. Согрейте их признанием простым, что и сегодня вы их очень любите!». На дверях каждого класса разместили название месяца, девиз и соответствующую иллюстрацию. Перерывы между занятиями наполнены музыкальным сопровождением.
Из вышеуказанного алгоритма следует, что весь материал готовится стартгруппами 5-9 классов под контролем учащихся педагогических групп 10-11 классов. Каждая параллель знает свои обязанности и сроки выполнения, так как между ними существует преемственность: от названия месяца, выбранного 5-м классом, зависит дизайн и девиз, выполненные 6-7-ми классами, которые задают характер музыкального сопровождения и общего оформления школы со стороны 8-9-х классов.
Таким образом, непривычный формат стартового мероприятия позволил заинтересовать как можно больше учащихся в разработке собственных решений, предоставил возможность всем участникам общаться друг с другом вне зависимости от возраста и увлечений, привел к популяризации разработки. Зависимость последовательности в выполнении поручений командами дисциплинирует и подчеркивает ответственность каждого отдельного участника, что, по мнению самих учащихся, является неотъемлемым качеством хорошего педагога вне зависимости от времени.
Список использованных источников:
- Что такое хакатон? [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://news.russianhackers.org/hackathons-for-business-1/. – Дата доступа: 15.10.2019.
- Хакатон. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://wiki.sc/wikipedia/%D0%A5%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BD.– Дата доступа: 15.10.2019.