Негативные явления распространения пьянства и алкоголизма, особенно в сельской местности, где проживает практически половина всего населения области, наносят значительный материальный и моральный ущерб обществу, что сказывается на заболеваемости, смертности и рождаемости, снижении трудоспособности, преждевременному старению наших граждан.
Предпринятыми мерами по выполнению мероприятий, предусмотренных Государственной программой, ведомственными документами МВД и УВД, распоряжениями Минского облисполкома по противодействию пьянства и алкоголизма, было достигнуто снижение количества преступлений, совершенных лицами в состоянии алкогольного опьянения.
Вместе с тем, в целом мы пока не достигли того результата, которого от нас требует складывающаяся криминогенная обстановка в регионах области.
Употребление спиртных напитков, а тем более систематическое, способствует ослаблению или потере самоконтроля, проявлению жестокости, грубости, вспыльчивости и агрессивности. Опьянение резко обостряет и другие отрицательные качества характера, чувства мести, ревности.
Неслучайно подавляющее большинство преступников, нарушивших общественный порядок или совершивших преступления против личности, либо до этого постоянно употребляли спиртные напитки, либо в момент совершения деяния были в состоянии опьянения.
Актуальность совершенствования профилактики пьянства и алкоголизма, обусловлена тем, что преступления, совершаемые в ходе возникающих ссор и конфликтов, в пьяном угаре, нередко по жестокости и тяжести последствий во многом превосходят заранее планируемые, хорошо подготавливаемые преступные деяния.
Злоупотребление гражданами алкоголем и связанное с ним семейное неблагополучие, наносят непоправимый вред институту семьи, а также соседским отношениям, не дает возможности полноценно развиваться несовершеннолетним и, в конечном итоге, приводит к трагическим последствиям.
Этому способствует и то обстоятельство, что алкоголь рассматривается определенной категорией людей как неотъемлемая часть повседневной жизни.
Необходимо больше внимания уделять индивидуальной работе с людьми, максимально подключать средства массовой информации для широкомасштабного освещения проблемы пьянства и алкоголизма, научиться правильно использовать возможности системы социальной защиты.
Особым звеном в борьбе с алкоголем является взаимодействие с органами здравоохранения.
Однако следует признать, что после лечения не все встают на путь исправления. При возвращении из ЛТП они вновь попадают в жизненную среду неопределенности, связанные с этим бытовые и семейные проблемы, ввиду того, что отсутствует конкретный механизм адаптации этих лиц. По различным причинам около 20% лиц повторно направляются в ЛТП либо совершают правонарушения.
К сожалению, чрезмерное употребление спиртных напитков является причиной гибели большого количества людей.
Большое значение имеет совместная организация работы ОВД с исполнительно-распорядительными органами по обеспечению занятости и досуга, как взрослых, так и молодежи, направленная на развитие различных форм семейного отдыха, внедрение современных обрядов и традиций, утверждающих здоровый образ жизни.
Поэтому главной задачей профилактики пьянства должна стать бескомпромиссная и принципиальная борьба по выявлению фактов нарушений правил торговли спиртными напитками подросткам и распития алкоголя, особенно пива, в общественных местах.
В обратном случае энергия несовершеннолетних направляется на «дискотечно-потребительское» времяпровождение, на собственное утверждение лишь в сфере отдыха, развлечений с бутылкой пива и сигаретой в руках, которое зачастую толкает их на путь правонарушений, а иногда приводит к самым непредсказуемым последствиям.
Разбирательства по фактам пьянства детей показывают, что спиртные напитки несовершеннолетние правонарушители начинают употреблять с 10 – 16 лет.
О питейных традициях дети узнают в раннем возрасте и, как правило, в семье, т.е. от родителей и знакомых, с которыми впервые употребили алкоголь. Отсутствие должного внимания, распространение алкоголизма приводит к совершению подростками правонарушений, а порой и тяжких преступлений, причем пьянство выступает как своеобразный катализатор.
Приоритетным направлением работы органов внутренних дел, заинтересованных ведомств и организаций является преодоление пьянства и наркомании во всех его проявлениях.
Причины совершения подростками правонарушений кроются прежде всего в бесконтрольности,безответственности родителей по воспитанию детей и сохранению семьи.
Основным мотивом распада семьи, как правило, является пьянство родителей, что впоследствии сказывается на развитии психики ребенка и приводит к тяжелым нарушениям умственного и духовного формирования личности.
Прямые материальные убытки терпят наши предприятия от потребления спиртных напитков на рабочем месте.
В этом плане особую роль призваны сыграть трудовые коллективы и общественные организации при тесном взаимодействии с сотрудниками ОВД. В каждом коллективе необходимо создать обстановку всеобщего осуждения пьяниц. Между тем огромная сила общественного мнения и осуждения еще не везде полностью нами используется.
Таким образом, нам еще предстоит очень много сделать при тесном взаимодействии с заинтересованными и общественностью, чтобы добиться позитивного изменения ситуации связанной с пьянством и алкоголизмом в регионах области.
Статья 17.3. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения
- Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, либо появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, –
влекут наложение штрафа в размере до восьми базовых величин.
- Нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии алкогольного опьянения –
влечет наложение штрафа в размере от одной до десяти базовых величин.
- Действия, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –
влекут наложение штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин или административный арест.
Приложение буклет.
ОППН УОПП УВД Минского облисполкома