УДК 371.398
ПЕДАГОГИКА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ:
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ
Т.В. Жукова Татьяна Васильевна,
ГУО «Средняя школа №3 г.Смолевичи», Смолевичи,
e-mail: sh_3@tut.by
А.А. Коротыш,
ГУО «Средняя школа №3 г.Смолевичи», Смолевичи,
e-mail: alleria.ak@gmail.com
Представлен ряд активных образовательных методов и приемов, практикуемых педагогами ГУО «Средняя школа №3 г.Смолевичи» на факультативных занятиях в рамках допрофильной педагогической подготовки учащихся V-IX классов, направленных на ообеспечение сознательного выбора учащимися педагогической профессии.
Ключевые слова: допрофильная подготовка, педагогическая направленность, активные образовательные методы и приёмы («Генерация идей», «Кинестетический маркер», «People Team Learning», «Рокировка групп», «Проектная мастерская», «Рефлексивный метод»).
PEDAGOGY FOR PUPILS:
EFFECTIVE METHODS AND TECHNIQUES OF WORK
T.V., Zhukova, SEI «Secondary school №3 of Smolevichy»,Smolevichy, e-mail: sh_3@tut.by)
A.A. Korotysh, SEI «Secondary school №3 of Smolevichy»,Smolevichy, e-mail: alleria.ak@gmail.com
A number of active educational methods and techniques practiced by teachers of State Educational Institution “Smolevichy Secondary School No. 3” are presented at optional classes as part of pre-service pedagogical training of students of grades V-IX to ensure their conscious choice of the teaching profession.
Keywords: pre-service training, pedagogical orientation, active educational methods and techniques, “Generation of ideas”, “Kinesthetic marker”, “People Team Learning”, “Castling of groups”, “Project workshop”, “Reflexive method”.
Новая, впервые реализуемая в Республике Беларусь система допрофильной педагогической подготовки на протяжении 2016 – 2019 годов, заключалась в реализации экспериментального проекта «Апробация модели допрофильной педагогической подготовки на II ступени общего среднего образования». Содержание данной модели связано с освоением программ факультативных занятий, направленных на подготовку учащимихся к профильному обучению педагогической направленности на III ступени общего среднего образования.
Спецификой допрофильной педагогической подготовки учащихся является такое построение процесса обучения, что используемая методическая составляющая позволяет у учащихся формировать компетенции связанные с методикой преподавания. Учащиеся на занятиях не только знакомятся с разнообразием педагогических методов и приемов, но и являются соавторами в разработке новых педагогических приемов, что очень сильно обогащает их педагогический дебют. В рамках данной статьи, представлены активные методы и приемы, направленные в том числе на формирование профессионально важных личностных компетенций педагога: самопознание, самопрезентация, саморегуляция, формирование навыков эффективного взаимодействия, навыков класс-менеджмента и пр.
Содержание данной статьи не привязано к определенной программе или теме факультативных занятий в рамках экспериментального проекта. В данной статье представлен ряд активных методов (интерактивные, проектные и рефлексивные) и приемов, которые выделились в процессе работы как наиболее приемлемые с точки зрения, как самих учащихся экспериментальных групп, так и педагогов факультативных занятий (Т.А. Безручко, Л.Г. Гнедая, А.А. Коротыш, С.П. Снопкова). Под термином «приемлемые для учащихся» нами понимается, что учащийся не только может освоить содержание программы с помощью того или иного приёма, но и будет применять этот прием самостоятельно в своей будущей профессиональной деятельности.
В качестве примера наиболее эффективных и «приемлемых для учащихся» представлены такие активные методы обучения как «Генерация идей», «Кинестетический маркер», «Обучение в сотрудничестве» (PTL «People Team Learning»), «Рокировка групп», «Проектная мастерская», «Рефлексивный метод».
Метод «Генерация идей» [7] позволяет стимулировать начало познавательной деятельности, а также находить закономерности и делать выводы из несвязанных на первый взгляд явлений. В составе этого метода рассмотрим три приема. Приём «Атака мыслей» [5]. В качестве примере учащимся предлагаются фотографии страниц модных журналов начала 20 века, а точнее 1900, 1914 и 1924 годов (Приложение 1). Педагог формулирует следующие вопросы: как менялось мировоззрение людей в этот период? На основании чего можно сделать такие выводы? В процессе обсуждения с учащимися элементов костюма все наблюдения фиксируются на доске. Таким образом, собирается целый «банк идей». Оценив все идеи, формулируется гипотеза или вывод. Приём «Информационный вброс» [2] (Приложение 2) позволяет подтвердить или опровергнуть полученные ранее выводы. Данный вброс может быть проведён в различной форме: лекция, визуальный материал (фото), аудиальное сопровождение, печатная форма. Если учебный материал подаётся в печатной форме, в качестве подытоживающего можно использовать приём «Пометки на полях» [2]. Пометки на полях возле каждого абзаца информации могут быть эмоциональными и творческими (зарисовки, смайлики, свои условные обозначения), а могут быть совершенно конкретными («+» - информация мне знакома, «-» - информация новая, «?» - информация непонятна, «!» - я знал это, но забыл).
Для работы с большим объемом информации предлагается метод «Кинестетический маркер» [8], который позволяет эффективно воспроизводить учащимися большой объем информации, и как следствие преодолеть психологический барьер публичного выступления. Прием «Акупунктурный массаж» в рамках данного метода применяется, чтобы научить учащихся работать с маркером, выступающим ассоциацией того или иного текстового или смыслового фрагмента. В качестве маркера можно использовать карандаш. Подойдут любые простые действия с карандашом: перекатывания между ладонями, покачивания в пальцах, передача из пальца в палец и т.д. Приём «Акупунктурный массаж» самодостаточен и может также применяться, например, в качестве физкульминутки. Однако это не весь его образовательный потенциал. «Наложив» действия с карандашом на учебный текст получим приём «Цепочка простых действий» [3]. Это находка К.С. Станиславского проверена многими поколениями актёров для запоминания большого и сложного текста. В качестве примера приведем первый столбик из стихотворения Николая Гумелёва «Перчатка». Произнося каждую строчку речь сопровождается простыми действиями с карандашом.
На руке моей перчатка,
И её я не сниму,
Под перчаткою загадка,
О которой вспомнить сладко
И которая уводит мысль во тьму.
При некотором повторении действия соотносятся с текстом и в дальнейшем помогают воспроизводить его в памяти. А наличие карандаша в руках решает извечную подспудную проблему выступающего перед аудиторией «Куда деть руки?».
Интерактивный метод «Обучение в сотрудничестве» (PTL «People Team Learning») [5] используется в случае, когда необходимо научить учащихся договариваться. Данный метод включает большое количество приемом, связанных с групповой формой работы. Приём «Консенсус» позволяет группе учащихся прийти к единому мнению при выполнении задания, но не большинством голосов, а согласием каждого. Для примера представлены карточки с анкетными вопросами по формированию образа современного учителя. Вопросы составлены таким образом, чтобы группа могла учесть мнение каждого (Приложение 3).
После обсуждения, полученный результат необходимо представить на обсуждение всей аудитории. Чтобы избежать риск конфликтного противостояния различных точек зрения в группах учащихся применяется приём «Imho» (краткое лаконичное изложение своего мнения). В данном случае высказывается не отношение группы к предоставляемому ими материалу или ощущение от своего доклада, не личная позиция, а обоснованное фактами или доказательствами мнение группы. В результате учащиеся приходят к выводу, что речевая формулировка «По нашему мнению» гораздо предпочтительнее формулировке «Это именно так и не иначе».
С помощью приёма «Лайк – дизлайк» осуществляется мгновенная оценка представленного одной группой проекта всеми остальными слушателями других групп в отдельности. На этом этапе разрешено высказаться только в несловесной форме, так как дать негативную оценку не всегда получается корректно. Учащимся предлагается использовать жесты «лайк» или «дизлайк».
Это дает время всем группам для формулировки корректных замечаний, которые должны начинаться с фразы «Я не согласен с точкой зрения или с мнением той или иной группы, потому что...» (приём «Согласен – не согласен»).
Метод «Рокировка групп» [6] также относится к группе интерактивных методов. В педагогической практике чаще всего мы работаем с устоявшимися группами, но это не всегда эффективно из-за закрепившихся социальных ролей за каждым членом группы. Поэтому на факультативных занятиях в рамках допрофильной педагогической подготовки учащимся предлагается работать в кратковременных группах для реализации конкретной задачи. Кратковременные целевые группы, по нашему мнению, позволяют вывести на первое место именно умения и навыки отдельного учащегося, в противовес привычной деятельности. Эти группы можно формировать различными способами, например, рандомно. Ребята не знают, в какую группу попадут и какую задачу будут выполнять. Примером рандомного формирования групп может быть использование приёма «Без слов». Для работы предоставляется несколько тем-маркеров в зависимости от желаемого количества групп. Темы-маркеры ставятся на столы по одной на группу. На отдельном столе находится набор карточек-картинок (Приложение 4), соответствующих одной из тем-маркеров. Каждый участник должен взять одну карточку-картинку и присоединиться к соответствующей по теме-маркеру группе. Все действия выполняются молча, без слов. Учащимся может быть предложена четкая пошаговая инструкцию к действию:
- Работать без использования звуков.
- Выполнить действия инструкции только один раз.
- Изучить тему-маркер группы.
- Выйти к столу.
- Выбрать любую картинку.
- Представить/показать её всем.
- Определиться с группой (группа сопоставляет картинку с темой-маркером и приглашает участника к себе).
- Присоединиться к выбранной группе.
- Сохранять равное количество участников групп.
После такого формирования групп используется метод «Проектная мастерская» [5]. Например, учащимся предлагается создать проект «Педагогические роли» с помощью приёма «Визуальный кластер-коллаж» [4] с использованием карточек-картинок, полученных при формировании групп (Приложение 5). Шаг первый: из полученного дидактического материала отбираются картинки и выражения, наиболее соответствующие заявленной роли, и размещаются на листе формата А3. Шаг второй: представление коллажа используя приём «Рекламная кампания» [6]. Составление рекламного текста – творческий и увлекательный процесс, но необходимо помнить, что сама структура рекламного текста и его стилистика выдвигают свои требования: заголовок (интригующий слоган); основной текст: введение (общее положение дел), основная часть (конкретные преимущества и выгоды), заключение (обобщение, объединение сути основного текста); рекомендации (перечень отзывов или мнение авторитетных экспертов); завершающий слоган (побуждение к взаимодействию). Шаг третий: краткая характеристика всех проектов, используя одно слово любой части речи (приём «Коротко и по существу»). Этот приём отлично работает при необходимости синтеза отдельных граней в целостное явление.
В рамках рефлексивного метода предлагается приём «Я сегодня – я завтра» [1], который предполагает заполнение шаблонов. Например, в первую половину шаблона необходимо вписать качества, которыми учащийся уже обладает как учитель, а во вторую - те, которые планирует в себе развить, совершенствуясь как учитель. Данный шаблон можно сохранить до конца факультативных занятий для оценки своего профессионального роста.
Таким образом, в статье представлены активные образовательные методы и приемы работы на разных этапах факультативных занятий в рамках модели допрофильной педагогической подготовки учащихся, которые позволяют не только усвоить содержание факультативных занятий, но и способствуют: развитию личностных и профессиональных компетенций; формированию представления о собственных интересах и возможностях, формированию образа «Я» в следствие расширения форм взаимодействия; ранней профориентации на профессии типа «человек-человек» через приобретение первоначального педагогического опыта; умению соотносить свои способности с требованиями, предъявляемыми к педагогическим специальностям.
Список использованных источников
- Беляева, О. А. Методы организации рефлексии / О. А. Беляева. – Минск : РИПО, 2017. – 42 с.
- Богданович, О. Н. Современные формы организации учебно-воспитательного процесса : практическое пособие для педагогов общеобразовательных учреждений / О. Н. Богданович. – Мозырь : ООО ИД Белый Ветер, 2009. – 102 с.
- Бубнова, Е. В. Метод физических действий Станиславского и первые упражнения на память физических действий / Е. В. Бубнова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2776–2780.
- Даричева, М. В. Технология использования приёма коллажирования в процессе обучения английскому языку [Электронный ресурс] / М. В. Даричева. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-ispolzovaniya-priema-kollazhirovaniya-v-protsesse-obucheniya-angliyskomu-yazyku. – Дата доступа: 10.06.2019.
- Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии / Н. И. Запрудский. – Минск : Вышэйшая школа, 2003. – 288 с.
- Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий / А. К. Колеченко. – СПб. : КАРО, 2005 – 368 с.
- Современный урок в учреждении общего среднего образования : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / Сост. И. И. Юркова. – Мозырь : Белый Ветер, 2014. – 147 с.
- Чиркова, Е.И. Влияние движения тела на запоминание учебного материала при обучении английскому языку [Электронный ресурс] / Е. И. Чиркова, Е. Г. Черновец, Е. М. Зорина. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-dvizheniya-tela-na-zapominanie-uchebnogo-materiala-pri-obuchenii-angliyskomu-yazyku. – Дата обращения: 24.06.2019.