Весенние каникулы для школьников – это восстановление здоровья, и развитие творческого потенциала, и совершенствование личностных возможностей, и приобщение к культурным и образовательным ценностям, и вхождение в систему новых социальных связей, и воплощение собственных планов, и удовлетворение индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Одной из наиболее распространенных форм весеннего отдыха детей является детский оздоровительный лагерь. Весенний лагерь, с одной стороны, - форма организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространство для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка.
Детский оздоровительный лагерь имеет свою специфику, дающую ему определенные преимущества перед другими формами и средствами работы. Прежде всего в том, что обстановка сильно отличается от привычной домашней обстановки. Во-первых, именно здесь ребята более тесно взаимодействуют со своими воспитателями, между ними быстрее возникает «зона доверия». Во-вторых, дети приобщаются к здоровому и безопасному образу жизни – в естественных условиях социальной и природной среды. В-третьих, ребята активно общаются с природой, что способствует укреплению их здоровья и повышению уровня экологической культуры. В-четвертых, отдых, развлечения и всевозможные хобби детей дают им возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться интересным делом. Все это помогает развить новые навыки, раскрыть потенциал своей личности.
Ориентация на интересы ребенка, сегодня одна из важных черт детского оздоровительного лагеря. Детский лагерь создает благоприятные условия для самосовершенствования и самореализации личности. Уважение к личности ребенка, к его внутреннему миру, признание его права быть самим собой, создание условий для развития его способностей, удовлетворения индивидуальных нужд и потребностей, самореализации – все это характеризует детский оздоровительный лагерь. Такой лагерь предоставляет выбор направления и темпа развития каждому ученику и путей удовлетворения его новых актуализирующихся потребностей. Таким образом, детский оздоровительный лагерь на сегодняшний день является учреждением, которое не только осуществляет оздоровление и отдых детей, но и выполняет образовательную функцию.