Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Хаю-хай, с вами Schools.by!
Голосование
Какое название для технологии (модели) образования будущего вам нравится?
Всего 8 человек
Голосование
Нужна ли единая школьная форма?
Всего 46 человек
Голосование
Какие факторы являются для Вас основными при выборе одежды делового стиля (формы)?
Всего 41 человек

Типы и виды урока

Дата: 7 февраля в 18:18

ТИПЫ И ВИДЫ УРОКОВ (ПО М.И. МАХМУТОВУ)

Типы уроков

Виды уроков

1. Урок изучения нового материала (сюда входят вводная и вступительная части, наблюдения и сбор материалов – как методические варианты уроков)

– урок-лекция; 2 – урок-беседа; 3- урок с использованием учебного кинофильма; 4 – урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа); 5 – урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке) 

2. Урок совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.)

1 – урок самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений); 2 – урок - лабораторная работа; 3 – урок практических работ; 4 – урок-экскурсия; 5 – семинар

3. Урок обобщения и систематизации

Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков

4. Уроки контрольные (учета оценки знаний, умений и навыков)

1 – устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос); 2 – письменная проверка; 3 – зачет; 4 – зачетные практические и лабораторные работы; 5 – контрольная (самостоятельная) работа; 6 – смешанный урок (сочетание трех первых видов)

5. Комбинированные уроки

На них решаются несколько дидактических задач

МНОГООБРАЗИЕ СТРУКТУР УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ

Структура урока изучения нового материала   (1):

1 - первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познавания при высокой мыслительной активности учащихся;

2 – указание на то, что учащиеся должны запомнить;

3 – мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

4 – сообщение, либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

5 – первичное закрепление материала под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

6 – контроль результатов первичного запоминания;

7 – регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

8 – внутренне повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

9 – частное включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Структура урока изучения нового материала   (2):

1.          Организационный момент:  подготовка учащихся  к восприятию  новых знаний, сообщение темы и целей урока.

Проверка домашнего задания:

–      проверка выполнения письменного задания обходом по рядам;

–      зачитывание учащимися решенных примеров, задач;

–      сверка ответов решенных задач, сделанных расчетов;

–      выборочная проверка конспектов;

–      проверка выполнения задания по составлению различных схем, изготовлению плакатов, моделей, макетов;

–      фронтальная беседа по проверке хода решения задачи.

3.          Повторение пройденного материала.

4.          Изложение нового материала по плану.

5.          Самостоятельной усвоение новых знаний:

–                                 работа с учебником;

–                                 просмотр кинофильма;

–                                 просмотр телепередач;

–                                 выполнение лабораторной работы;

–                                 работа с наглядными пособиями;

–                                 работа по опорным конспектам, сигналам, схемам.

6.                      Закрепление нового материала:

–           повторение учителем наиболее трудных, важных вопросов;

–           повторение учащимися основных положений темы;

–           ответы на вопросы;

–           выполнение упражнений устных и письменных;

–           решение задач (качественных, количественных, познавательных, тренировочных, развивающих);

–           проведение опытов.

7.       Самостоятельная работа учащихся:

–      работа с учебником, справочниками, составление тезисов, конспектирование;

–      вычерчивание схем, эскизов, графиков;

–      письменная фронтальная работа;

–      индивидуальные самостоятельные работы (по карточкам);

–      тестовые задания;

–      диктанты;

–      решение примеров и задач;

–      вывод формул;

–      написание сочинений, творческих работ;

–      разрешение проблемных ситуаций.

8.       Подведение итогов урока:

–    систематизация и обобщение знаний;

–    анализ усвоения учащимися программного материала;

–    выставление и корректирование оценок;

–    анализ проделанной на уроке работы;

–    поведение на уроке.

9.       Домашнее задание:

–                                 выделение основного в домашнем задании;

–                                 изучение материала по новой теме;

–                                 выполнение упражнений по новой теме.

10.                   Индивидуальные задания учащимся:

–    подготовка рефератов различной тематики;

–    сбор материала, документации и так далее;

–    выполнение наглядности (графической, объемной, натуральной);

экспериментальная работа (опыт, наблюдение, изготовление макетов).

  Структура уроков формирования умений и навыков:

1 – постановка цели урока,

2 – повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой,

3 – проведение проверочных упражнений,

4 – ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования,

5 – упражнения на их основе,

6 – упражнение на их закрепление,

7 – тренировочные упражнения по образцу и подобию, алгоритму, инструкции,

8 – упражнения на перенос в сходную ситуацию,

9 – упражнения творческого характера,

10 – итог урока,

11 – задание на дом.

 Структура урока закрепления и развития знаний, умений и навыков:

1 – сообщение учащимися цели предстоящей работы;

2 – воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

3 – выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

4 – проверка выполненных работ;

5 – обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

6 – задание на дом (если это необходимо).

Структура урока контроля и коррекции знаний, умений и навыков:

1 -  сообщение темы, цели и задач урока;

2 – показ использования приобретенных знаний, навыков, умений в жизненных ситуациях;

3 – проверка знаний фактического материала, фронтальная беседа, индивидуальный опрос;

4 – проверка знаний основных понятий ,законов и умений объяснить их сущность, письменная работа;

5 – проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения, самостоятельное сопоставление обобщенных таблиц, письменный опрос;

6 – применение учащимися знаний, практические задания;

7 – выполнение комплексных творческих работ;

8 – итоги урока;

9 – домашнее задание.

 Структура урока проверки знаний:

1 – организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ ил чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

2 – постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, что учащиеся обязательно сами проверяют работы;

3 – изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и должны быть посильными для каждого ученика;

4 – подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

5 – определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения. Совершенствование знаний и умений.

Структура урока обобщения и систематизации знаний:

1 – сообщение темы, цели и задач урока;

2 – повторение и обобщение отдельных фактов, событий, явлений;

3 – повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний;

4 – повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей науки.

Структура комбинированного урока, который, как правило, имеет две или несколько дидактических целей:

1 – организация начала урока;

2 – проверка домашнего задания, постановка цели урока;

3 – подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

4 – изучение нового материала, в том числе и объяснение;    

5 – закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного    с новым;

6 – обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

7 – подведение итогов и результатов урока;

8 – задание на дом;

9 – подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.