Стимулирующие занятия — занятия, направленные на развитие творческих способностей одаренных и талантливых учащихся (Кодекс об образовании (13.01.2011 г. № 243-З), ст. 158)
Основной целью таких занятий является предоставление школьнику дополнительных возможностей в изучении предмета, что позволяет решать задачи творческого характера, создавать атмосферу поисковой деятельности и реализовать потребность ребенка участвовать в интеллектуальных соревнованиях, что формирует у учащихся навыки самостоятельного поиска решения задач, ведущего к успеху.
Какие же принципы обучения лежат в основе организациистимулирующих занятий.
- принцип развивающего и воспитывающего обучения,
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения,
- принцип учета возрастных возможностей обучающихся.
При организации стимулирующих занятий необходимо:
- предусматривать развитие продуктивного мышления, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.
- прививать им стремление к приобретению знаний.
- предусматривать наличие и использование источников.
- поощрять их инициативу и самостоятельность в учебе.
- способствовать развитию их сознания и самосознания.
Наиболее важные способности, которые подлежат развитию у одаренных детей:
1. Познавательные способности
Владение большим объемом информации.
Богатый словарный запас.
Перенос усвоенного на новый материал.
Установление причинно- следственных связей.
Обнаружение скрытых зависимостей и связей.
Умение делать выводы.
Умение интегрировать и синтезировать информацию.
Участие в решении сложных проблем.
Организация информации.
Умение улавливать сложные идеи.
Умение замечать тонкие различия.
Чувствительность к противоречиям.
Использование альтернативных путей поиска информации.
Анализ ситуаций.
Умение оценивать как сам процесс, так и результат.
Умение предвидеть последствия.
Умение рассуждать.
Построение гипотез.
Применение идей на практике.
Способность к преобразованиям.
Критичность в мышлении.
Высокая любознательность.
2.Творческие способности
Способность рисковать.
Дивергентное мышление.
Гибкость в мышлении и действиях.
Быстрота мышления.
Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.
Богатое воображение.
Восприятие неоднозначных вещей.
Высокие эстетические ценности.
Развитая интуиция.
3. Развитие эмоциональной сферы
Уважение к другим.
Эмпатическое отношение к людям.
Терпимость к особенностям других людей.
Склонность к самоанализу.
Терпимое отношение к критике.
Готовность делиться вещами и идеями.
Настойчивость в выполнении задания.
Независимость в мышлении и поведении.
Соревновательность.
Чувство юмора.
Чуткость к анализу нравственных проблем.
Уверенность в своих силах и способностях.
Внутренняя мотивация.
При организуя стимулирующих занятия с одарёнными и высокомотивированными детьми необходимо учитывать следующее:
- глобальный характер изучаемых тем и проблем;
- насыщенность содержания;
- направленность на развитие критического мышления.
- развитие личных предпочтений детей, их работе по самостоятельно выбранным проблемам для изучения.
- знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план;
- поощрение глубокой проработки выбранной темы;
- осуществление учебного процесса в соответствии с познавательными потребностями;
- развивать мыслительную гибкость в отношении используемых материалов;
- более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач;
- предоставление широких возможностей для приобретения и демонстрации лидерских способностей;
- поощрение творческого и продуктивного мышления;
- воспитание умения анализировать поведение и чувства как свои собственные, так и окружающих;
- создание эффективных предпосылок для расширения базы знаний и развития языковых способностей.
- использовать в учебно-воспитательном процессе активные и интерактивные методы развития детских способностей.
- использовать наиболее эффективные методы и приёмы, позволяющие реализовать поставленные цели и задачи.
Приемы:
- занимательные примеры, парадоксальные факты, рассказы о применении в современных условиях тех или иных предсказаний научных фантастов.
- Создание ситуации новизны, актуальности.
- Занимательные аналогии.
- Прием удивления, например, парадокс, вызывает глубокие эмоциональные переживания у обучаемых.
- Создания ситуаций успеха.
Ведущим и основным методом на стимулирующем занятие, применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – на основе форм индивидуальной и групповой работы.
В обучении одаренного ребенка можно реализовывать стратегию ускорения (имеется в виду в первую очередь изменение скорости обучения), в работе с такими обучающимися можно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета.
Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со стратегией обогащения (углубления). Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно.
Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высокоодаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом – стимулирующие занятия.
Возможная структура занятия:
- Организационно – мотивационный этап.
- Интеллектуальная разминка.
- Основная часть.Расширение и углубление знаний и умений по теме.
- Контрольно – оценочный этап.
- Подведение итогов.
- Рефлексия.
При необходимости такие этапы урока, как подведение итогов и рефлексия, могут меняться местами.